Освежу тему.
За три года проехали 40 тысяч, общий пробег — 200.
Вот на таких дорожках машина в основном и живёт:
Накопился определённый опыт по пневме.
Система состоит из:
- 4-х пневмобаллонов, установленных вместо пружин, рабочее давление в баллонах — от 5 до 9 Бар,
- 4-х датчиков положения кузова, датчики близки по конструкции к устанавливаемым на авто с заводским ксеноном,
- блока клапанов, управляющего подкачкой/стравливанием воздуха из баллонов,
- пневмокомпрессора с рабочим давлением 16 бар,
- аккумулятора давления,
- блока управления.
Баллон, как основная часть системы, представляет из себя армированный пневморукав, опресованный с помощью металлического кольца на нижнюю стальную часть, крепящуюся к амортизатору, и на верхнюю часть, крепящуюся к опоре стойки. Герметизация воздушного зазора "амортизатор - нижняя часть баллона" и "опора - верхняя часть баллона" производится двумя резиновыми кольцами. Внутри баллона установлена направляющая и отбойник амортизатора. Также пневмобаллон выступает в роли пыльника амортизатора.
Поскольку пневморукав выполнен из резины, он имеет конечный срок службы. После осмотра отходивших своё баллонов, сделал личную прикидку — для заводского материала пневморукава заложенный ресурс составляет около 150...200 тысяч км., или 7...10 лет. Усталость материала проявляется в виде микротрещин в месте перегиба, через которые и начинает травить. Как ты его не защищай. То бишь баллоны, а точнее их пневморукав — это расходник. Также из подверженного износу отмечу отбойник амортизатора, здесь всё аналогично машине с пружинной подвеской - его состояние зависит от режима эксплуатации авто.
Трубки подвода воздуха к баллонам — гибкие, пластиковые, признаков старение в виде трещин и потери гибкости после десяти лет работы не отмечено. Штуцеры системы - металлические, уплотняемые тремя резиновыми кольцами. Резиновые кольца штуцеров и кольца уплотнения баллона после упомянутого срока службы — упругие, немного, но не критично деформированы. Кольца уплотнения баллона - размерности 54х5 (низ) и 90х4 (верх), отдельно не доступны, а идут как часть оригинального ремкомплекта за 75 долларов/штучка, можно подбирать по ~2 доллара/кольцо у продавцов подобных запчастей.
Поскольку каждый оригинальный баллон стоит около 500 долларов, белорусские и российские умельцы освоили переопрессовку отслужившего своё пневморукава на новый, подобранный по диаметру и толщине стенки. Бренды "подменного" пневморукава - от Continental до менее известных фирм. Поскольку больше в баллоне изнашиваться нечему, получается рекондиционированная деталь за половину стоимости оригинальной, с заботливо отпескостуенными и заново окрашенными металлическими частями. Надёжность работы такого баллона зависит от качества пневморукава, а ещё больше - от качества опрессовки рукава. Стоимость такого рекондиционированного баллона в городе Минске, в зависимости от применяемого бренда пневморукава - 195...260 долларов/штука.
Датчики положения кузова — только оригинал, на нашей машине парочка за десять лет эксплуатации вылетела. Производитель — Hella.
Причина отказов — попадание влаги в корпус датчика, следствие — разрушение или колодцев металлизации многослойной печатной платы, или самих дорожек, пропадание контакта в разъёме датчика по причине разрушения пайки, отказ микросхемы. Ремонт — от успешного пропайкой, до неудачного в случае отказа микросхемы. Всё в принципе аналогично датчикам положения кузова ксенона. Вылетают от попадающей туда через разъём влаги, опять же это происходит из-за старения уплотнительных резинок разъёмов. Залог здоровья датчиков — своевременная проверка/просушка разъёмов, замена стареющих уплотнительных резинок.
Цена нового датчика — около 130 долларов/штучка.
Ещё добавлю, что в случает отказа датчика машина продолжает ехать, как и прежде, никуда не падая, ориентируясь на последнее достоверное показание датчика, записанное в блоке управления.
Пневмокомпрессор — производства WABCO, оригинальный произведён ещё в Германии, Werk Gifhorn, в запасные части идёт уже Индия. Оснащён датчиком температуры и клапаном сброса давления, осушителем воздуха, глушителем шума. Забор воздуха осуществляется из ниши запасного колеса. Рабочая температура компрессора — до 95 градусов, дальше — отсечка блоком управления. Полагаю, ресурс оригинального компрессора при герметичных баллонах — более 200,000 км. При текущих — сокращается в разы из-за более частой работы.
В компрессоре, если исключить перегрев, в основном изнашивается кольцо/рабочий цилиндр и щётки электромотора. Первое — быстрее. Вылетает преимущественно от дырок в баллонах — он тогда начинает молотить непрерывно, пытаясь поддержать давление, и перегревается. На постоянный перегрев и постоянную работу он не рассчитан, рассчитан на подкачку время от времени, и на отключение, чтобы остыть иногда, отсюда и прогрессирующий износ его цилиндра.
Конечно, он даже и от периодической работы со временем изнашивается, но, думаю, если не допускать дырок в баллонах, он и 300 тысяч пройдёт. Также может управляющее им реле залипнуть со временем из-за обгорания его контактов, тогда компрессору аллес капут быстро придёт по аналогичной причине.
Если проблема только в компрессорной части, в продаже есть ремкомплект от WABCO, визуально это — половина компрессора, в которую входит и цилиндр, и кольцо, по цене около 150 долларов. Это — вариант для рукастых. Вариант для менее экономных пользователей, не желающих пачкать руки — отдать свой оригинальный компрессор на восстановление за сумму около 250 долларов.
Третий вариант, на моё мнение самый правильный — рекондиционированный в заводских условиях запчастями WABCO оригинал от Ауди, по цене около 450 долларов. С виду — абсолютное новьё, включая корпус, все штуцеры, болтики и разьёмы.
Наконец, аналогичный компрессор WABCO поставляет для некоторых моделей Мерседеса, в частности W211, по цене в оригинале от 400 до 500 долларов. Но, для установки агрегата от МВ на Оллроад потребуется некоторое шаманство и допилка по месту — штеккер питания и длина проводов питания у Ауди и МВ не совпадают, как и конфигурация трубки забора воздуха. Паять, изолировать. Самый глупый, но и максимально простой вариант - купить у Ауди тот же WABCO за сумму около 1,000 долларов.
Также от времени может начать залипать реле включения компрессора, что неизбежно приведёт к его перегреву и отказу, так что в виде профилактики реле рекомендуется заменить, благо новое оригинальное стоит всего около 9 долларов. Как правило, при снятии компрессора выясняется, что его защитно-шумоизолирующих кожух сгнил напрочь, как и одноразовые хомуты трубок забора воздуха. Кожух в оригинале - порядка 40 долларов, хомуты - 4 штуки на трубки 1 см в диаметре.
Блок клапанов. Работает и работает. Не любит конденсата в системе.
Аккумулятор давления - бочка, живущая в тепличных условиях в салоне, в районе задней левой арки. Оснащён датчиком давления. Ломаться практически нечему.
Блок управляющей электроники - при условии непопадания корпус и разъёмы влаги, также будет жив и здоров.
Задние амортизаторы - гидравлические, с пневматической регулировкой жёсткости. Как и пневмоподвеска, выполняют задачу сохранить однозначность поведения авто вне зависимости от загрузки задней оси, в частности его багажника. Передние амортизаторы — обычные, гидравлические. И то, и другое — только оригинал. Срок службы совпадает с аналогичными для авто с пружинной подвеской.
Также отмечу, что все ключевые компоненты пневмоподвески тестируются с помощью шнурка за 40 долларов и диагностической программы ВАГ-КОМ. К примеру, можно прогнать тесты и посмотреть состояние и износ компрессора, проверить сигналы от датчиков, блок клапанов, давление в аккумуляторе, наличие ошибок, снять логи в движении.
Сделал для себя вывод, что даже на б/у машине при должном внимании и превентивном подходе к замене компонент пневма весьма надёжна. Время от времени нужно проверять баллоны, поддерживая пневмоконтур герметичным, и осматривать трубки/проводку/резинки разьёмов на наличие повреждений. А вот если "доезжать" ключевые компоненты, нарисуется немного иная картина.
Ремонты, замена:
-----------------------------
- компрессор
- два пневмобаллона
- датчик уровня кузова
- замок двери
- амортизаторы задней двери
- пыльники ШРУСов, два раза
-----------------------------
Стоимость километра пробега, ремонт+расходники+резина+топливо =6 руб.