Для начала, чтобы понимать чем занимались разработчики в то время, про предшественника, рядный дизель 2,5 от Ауди, дебютировавший в 1989-м на модели 100 С4.
Цилиндров здесь пять.
Ранние версии:
- 1T '1989-1991 (120PS/265Nm@1,900) EU-0
- ABP '1991-1993 (115PS/265Nm@1,900) EU-0
Кривые отдачи 1T.
В 1993-м в Евросоюзе вводится стандарт на топливо EN 590:1993, с содержанием SO2 менее 0,2%, и цетановым числом CN49 (EU-1). Фирма Ауди следом за этим модифицирует мотор ABP, его новые версии получают катализатор и клапан EGR, а более мощная версия AEL вдобавок модификации турбины, ТНВД и форсунок:
- AAT '1993-1997 (115PS/265Nm@1,900) EU-1
- AEL '1994-1997 (140 PS/290Nm@1,900) EU-1
Основные параметры 1T/ABP/AAT/AEL:
- алюминиевая головка, чугунный блок,
- 2 клапана на цилиндр, 1 верхний распредвал,
- гидрокомпенсаторы клапанных зазоров с толкателями скольжения,
- ременный привод ГРМ и топливного насоса.
- CR 20,0:1
- давление впрыска до 900-1,100 Бар,
- 115-140 PS@4,000,
- 200-220 Nm@1,500,
- 17-21 kW/цилиндр, 53-58 Nm/цилиндр.
- 5,0 л. объём масла, 6,5 л. объём ОЖ,
- рассчитан на топливо с цетановым числом CN45 и выше.
По набору применённых технологий данный двигатель R5 был на начало 90-х передовым (и довольно близким к сменившему его в 1997-м мотору V6):
- электронно-управляемый топливный насос распределительного типа Bosch VE37 с аксиальным плунжером, развивающий давление до 1,400 Бар, рассчитанный на обороты двигателя до 4,500 и поцилиндровую отдачу до 25 кВт,
- форсунки впрыска с 2-мя пружинами и распылителями с 5-ю отверстиями,
- форсунка с датчиком хода её иглы, сообщающая ЭБУ фактическое время впрыска,
- датчики оборотов двигателя, температуры и давления нагнетаемого воздуха, температуры ОЖ двигателя,
- турбокомпрессор с фиксированной геометрией,
- воздушный интеркулер,
- топливный фильтр с датчиком воды,
- циклонный фильтр картерных газов,
- электронная педаль газа,
- электронноуправляемые частотозависимые опоры двигателя.
В картинках.
Камера сгорания, клапанная система.
Компоненты системы.
Форсунка впрыска.
Форсунка с датчиком хода иглы.
Система питания.
Топливный насос.
Схема наддува с турбокомпрессором и вестгейтом, управляемым по сигналу с датчика давления.
Интеркулер с датчиком температуры воздуха.
Датчики оборотов и температуры ОЖ.
Электронная педаль газа.
Частотозависимые гидроопоры двигателя с электронным управлением.
Подогреваемый топливный фильтр с датчиком воды.
В странах СНГ ярко проявляется любовь к этим моторам по причине сравнительной дешевизны владения. Так как они рядные, ГРМ у них как у 4-цилиндровых имеет один ролик с натяжителем, и ремень, и всё. Привод навесного также несложный, один ролик с натяжителем. ГРМ-сервис с применением качественного неоригинала обойдётся в сумме с работой не дороже 300 евро, или до 50 евро на каждые 10,000 км пробега.
Привод ГРМ и агрегатов.
Стоит отметить что данные двигатели изначально были рассчитаны на синететическое масло с допуском VW 501 01 и топливо с цетановым числом не ниже CN45, что в условиях СНГ не всегда выполнялось и выполняется. Вкупе с применением некачественных масляного и топливного фильтров это является истинной причиной отказов.
Ресурс конструкции при штатной эксплуатации не менее 10,000 моточасов.