Ferrari 275 GTB/C
В 1966 году было построено 12 (10 гоночных и 2 дорожных) автомобилей Ferrari с индексом 275 GTB/C. Один из этих автомобилей, которым управляли британец Пирс Каридж (пилот Ф-1, трагически погибший спустя 4 года в Зандфорте – его часто ошибочно называют на французский манер Куражем) и американец Рой Пайк, победил в Ле Мане в своей группе (GT от 3 до 5 л) и пришел 8-м в "абсолюте" (это была та самая гонка, первые три места в которой заняли знаменитые Ford MkII).
Что же касается того автомобиля, который послужил прототипом для данной масштабной модели, то он до финиша не доехал из-за поломки сцепления на 219-м круге, утром второго дня.
Его экипаж составили итальянец Джампьеро Бискальди и француз, принц Мишель де Бурбон-Парма.
Бискальди, проведя несколько лет в гонках спортивных автомобилей, особого успеха не достиг и никаким иным образом тоже не отличился, а вот его монарший партнер (одно лишь полное имя которого уже примечательно – Мишель Мари Ксавье Вальдемар Георг Роберт Карл Эймар де Бурбон-Парма) – личность настолько интересная, что по его биографии впору снимать остросюжетный фильм и о нем стоит рассказать отдельно.
Появившемуся на свет в Париже 4 марта 1926 года Мишелю судьба уготовила, казалось бы, безоблачное будущее: его дедом по отцовской линии был герцог Пармский Роберт I, а прадедом по материнской – Христиан IX, король датский. Позже его старшая сестра Анна стала к тому же королевой Румынии. Не обошлось и без закономерного для особы европейских монарших кровей дальнего родства с царским родом Романовых.
Однако в счастливое детство свои коррективы внесла начавшаяся Вторая мировая война: нацисты вторглись во Францию, и, чтобы избежать неминуемого концентрационного лагеря, семье юного принца пришлось покинуть родину, пробираться в Португалию, а уже оттуда на торговом судне – в Нью-Йорк.
Всего лишь тремя годами позже, по достижении 17-летия Мишель с разрешения отца отправился на службу в армию США и вскоре, будучи рекрутированным Управлением стратегических служб (организация-предшественник ЦРУ в предвоенное время) и получив звание лейтенанта, прошел курс спецподготовки в лагере по ведению партизанской борьбы в Кемп-Дэвиде. "Я научился обращаться с огнестрельным, холодным и прочим оружием, – вспоминал он многими годами позже. – Для 17-летнего парня это было увлекательной игрой – она доставляла мне истинное удовольствие, и у меня все отлично получалось".
Затем юный лейтенант, свободно говорящий на английском, французском и датском языках, в составе диверсионной группы из трех человек в рамках операции союзников "Джедбург" был заброшен на территорию оккупированной Франции. Там он занимался, в частности, подрывом железнодорожных составов и самодвижущейся немецкой техники (взрывчаткой, заложенной в кучах коровьего навоза вдоль дорог). Не брезговал (в том числе и в буквальном смысле!) и менее масштабными акциями, не чуждый при этом французского юмора – закладывал мины в сливные бачки вражеских туалетов: немцы взрывали себя сами, приводя в действие рычаг бачка…
После освобождения Франции принц был отправлен в Индокитай и заброшен с парашютом на территорию Вьетнама – с миссией убедить императора Бао Дая, теряющего власть под натиском повстанцев Хо Ши Мина, не отрекаться от престола. Но миссия опоздала, а француз в тот же день был схвачен и провел в плену почти год, хотя и неоднократно пытался бежать – всякий раз его ловили и возвращали в место заключения. Условия содержания в плену были примерно такими, какие позже были показаны в фильме "Рэмбо" – пленники получали лишь плошку риса в день, и их, полностью обнаженных, беспрестанно избивали палками. Из шестерых четверо погибли, и лишь двоим, включая принца, посчастливилось вернуться на родину благодаря заключенному в Женеве воюющими сторонами соглашению о прекращении огня – в числе тех 3000 из 12000 плененных французских военнослужащих, которым удалось выжить.
Демобилизовавшись в 20 лет, Мишель де Бурбон-Парма через некоторое время "переквалифицировался" в автогонщика. Среди наиболее значимых гонок, в которых он принял участие, стоит назвать "24 часа Ле-Мана" 1964 и 1966 годов, но оба раза его постигла неудача, хотя в том же 1964 году он финишировал вторым в гонке "Тур де Франс". Связан с ним и один из наиболее трагических эпизодов в истории Формулы-1. Присутствуя на ГП Монако 1967 года, именно он вместе со своим товарищем, тоже аристократом и миллионером Эдвардом Фротье сделал все возможное для спасения попавшего в страшную аварию Лоренцо Бандини. Когда Ferrari Бандини, врезавшись в ограждение, перевернулась и вспыхнула, словно спичка, пожарные первое время бездействовали – никто не видел под полыхающей машиной гонщика, полагая, что его выбросило из нее наружу. И тогда Бурбон-Парма и Фротье, подозвав ближайшего маршала, с риском для собственной жизни перевернули горящую Ferrari и вытащили из ее обломков еще живого Лоренцо Бандини, вскоре после чего взорвался бензобак и огонь стал еще больше. К сожалению, через трое суток Бандини, вопреки всем усилиям медиков, все же скончался от полученных ранений и сильнейших ожогов, но от этого подлинный подвиг князя не стал менее значимым.
Дальнейшие годы своей жизни (описанной им в нескольких автобиографических книгах) кавалер Ордена Почетного легиона (высшей военной награды Франции) Мишель де Бурбон-Парма посвятил предпринимательству, в котором оказался очень успешен, а в возрасте 77 лет он вторично сочетался браком: его супругой стала 68-летняя принцесса Мария Пиа Елена Елизавета Маргарита Милена Мафальда Людовика Текла Геннара Савойская.
Здравствуя и поныне, он в теплое время года проживает в своем доме в аристократическом парижском предместье Нейи-сюр-Сен, а зимы проводит, много плавая и играя в гольф, в другом своем доме в Палм-бич, штат Флорида, США.