Мнение из Украины
http://1k.com.ua/363/details/9/1Проклятие семейного клана создателей FIAT
/МИХАИЛ ВОЛОДИН/
История бренда
В Италии семейство Аньелли, владельцев концерна FIAT, крупнейшей частной автомобильной компании на Апеннинском полуострове, клуба «Ювентус» и десятков других фирм, разбросанных по всему миру, сравнивают с кланом Кеннеди. Но не только из-за карьеры и успеха компании. Итальянцы считают, что над Аньелли так же, как над представителями самой известной американской семьи, висит проклятие.
В отличие от компании Ford, название FIAT неслучайно пишется прописными буквами — это не фамилия основателя,
а аббревиатура от Fabbrica Italiana di Automobili Torino (Итальянская автомобильная фабрика в Турине). Именно так решила назвать новую компанию группа инвесторов, которая 11 июля 1899 года подписала в туринском палаццо Бричеразио учредительный договор. Впрочем, на итальянском слово fiat означает «да будет» — с него начинается ветхозаветное библейское «да будет свет» (fiat lux).
Кроме владельца дворца — графа Эммануэля Бричеразио ди Качерано, среди инвесторов были известные аристократы, банкиры и чиновники. Инициатором создания нового предприятия был 33-летний предприниматель Джованни Аньелли, которому суждено было сыграть ключевую роль в создании автомобильной промышленности Италии.
Президент хлопнул дверью
Джованни Аньелли родился 13 августа 1866 года в деревне Виллар Пероза, неподалеку от Турина. Он окончил военное училище, но в 1892 г. оставил военную службу и вернулся в свою вотчину, где был выбран мэром. Через пять лет Аньелли перебрался с семьей в Турин, и вскоре ему удалось убедить состоятельных граждан провинции Пьемонт создать компанию по производству автомобилей. До этого в Турине существовала лишь кустарная мастерская Джованни Чейрано.
Поначалу компания закупала корпуса и двигатели во Франции и Германии, но уже через год была построена фабрика, на которой работали 150 человек. Компания производила также автобусы, судовые двигатели, грузовые автомобили и трамваи. Впрочем, объем выпуска продукции был невелик, акционеры компании не получали те дивиденды, на которые рассчитывали. К тому же в 1908 году разгорелся скандал — руководство уличили в том, что оно фальсифицировало финансовую отчетность, после чего компанию возглавил Джованни Аньелли.
Первым делом он занялся тем, что облегчил условия труда и быта сотрудников, создав специальные школы для повышения квалификации, спортивные клубы, свою систему здравоохранения и социальной защиты. Он пропадал на фабрике с раннего утра до поздней ночи, знал всех своих работников. Именно Аньелли заложил традицию, которая существует и поныне, — итальянские фирмы построены, как семейные предприятия.
Но была у Джованни Аньелли мечта — создать относительно недорогой народный автомобиль, который должен был вывести Италию из состояния нищеты и разрухи. Для этого следовало организовать поточное производство. Побывав в США, Аньелли увидел фордовский комплекс Хайленд-парк и в 1916 году начал строительство аналогичного комплекса с по-итальянски изящно закрученным испытательным треком на крыше здания. Денег хронически не хватало, а потому пришлось урезать некоторые социальные программы. Понятно, рабочие возмутились. Взбешенный Аньелли громко хлопнул дверью и уехал в свою деревню. Через некоторое время выяснилось, что без него все разваливается, и рабочие FIAT подписали петицию, в которой просили Аньелли вернуться.
Неизвестно, сколько бы времени строился новый комплекс, если бы в 1922 году к власти не пришли социалисты во главе с Бенито Муссолини. Аньелли удалось убедить будущего дуче поддержать амбициозный план создания народного автомобиля и строительства новых современных шоссейных дорог. (Между прочим, итальянские автострады появились гораздо раньше немецких автобанов.)
А в 1936 году с конвейера завода Аньелли сошел народный автомобиль — легендарный FIAT-500, который итальянцы прозвали Topolino («мышонок»). Этот изящный двухместный автомобиль (творение дизайнера Данте Джакозо) с мотором мощностью 13 л/с стоил всего 8900 лир (примерно 500 долларов). Уровень продаж машины быстро достиг рекордных для страны показателей: до 1955 года заводской цех покинули свыше полумиллиона авто. Именно Topolino положил начало небольшим моделям, ставшим визитной карточкой FIAT.
Мечта Джованни Аньелли сбылась. Однако в апреле 1945 года за сотрудничество с Муссолини Итальянский комитет национального освобождения отстранил его от должности. В декабре того же года Аньелли умер, а компания FIAT была национализирована.
«Коробка на колесах»
Продолжить дело Джованни Аньелли должен был его старший сын Эдуардо, но он не проявлял интерес к технике, испытывая пристрастие лишь к футбольному клубу «Ювентус», который находился в собственности семьи. Однажды он неосторожно приблизился к пропеллеру гидросамолета, на котором любил путешествовать, и ему, как секирой, отрубило голову. Именно с той поры итальянцы начали поговаривать о проклятии клана Аньелли, тем более что все дети основателя явно не унаследовали деловые качества отца. В результате FIAT возглавил давний друг и единомышленник Джованни Аньелли профессор Витторио Валетта. Он буквально поднял FIAT из руин, а в 1955 году представил на Женевском автосалоне очередной шедевр Данте Джакозо — FIAT-600. Маленький автомобиль весом всего 580 кг с расположенным сзади 22-сильным мотором отличался экономичностью, надежностью и неприхотливостью. Стильный дизайн с «наивным выражением лица» заставлял улыбаться даже в самый пасмурный день. А складывающаяся тканевая крыша позволяла наслаждаться свежим ветерком. Итальянцы влюбились в новую машину с первого взгляда. FIAT-600 стал новым народным автомобилем, который не снимали с производства вплоть до 1975 года. Кстати, именно эта машина послужила прообразом «Запорожца», который в СССР называли горбатым.
Интересно, что еще в 50-х годах Витторио Валетта предлагал построить в СССР завод по производству FIAT-600, но до осуществления этой идеи дело тогда не дошло. Лишь в мае 1966 года в Турине бывший в то время министром автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и Витторио Валетта подписали протокол по строительству в Тольятти автозавода с полным производственным циклом. В качестве модели был выбран автомобиль FIAT-124, который итальянцы шутя называли «коробкой на колесах». Дизайн этой машины был действительно незатейливым, зато он оказался ладно скроенным и на удивление прочным. С самого начала он разрабатывался как настоящий народный автомобиль: дешевый, практичный и долговечный, основное назначение которого — безотказная работа в любых дорожных и климатических условиях.
Строительство завода-гиганта в Тольятти началось в сумасшедшем темпе. 21 января 1967 года вынули первый ковш мерзлого грунта, а уже 19 апреля 1970 года из ворот завода выкатились первые шесть легковых автомобилей ВАЗ-2101. Правда, собрали их, что называется, «на коленке», чтобы отрапортовать в честь 100-летнего юбилея Ленина, но уже в сентябре главный конвейер заработал на полную мощь. В сооружении завода приняли участие тысяча итальянских инженеров и рабочих, поставку оборудования обеспечивали 188 итальянских фирм, причем всю работу координировал президент FIAT Витторио Валетта, которого по праву можно считать основателем завода в Тольятти.
В мае 1972 года ВАЗ-2101 был удостоен международной премии «Золотой Меркурий» — это своего рода «Оскар» европейской торговли. Проведенные испытания показали, что капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
Машины ВАЗ-2101 выпускались с 1970 по 1983 год: за это время с конвейера сошли 2,7 млн. К слову, в Италии и Испании FIAT-124 также продолжали выпускать до 1980 года.
Похождения «адвоката»
В 1966 году историческая справедливость была восстановлена — FIAT вернули в собственность семьи Аньелли. Спустя некоторое время профессор Витторио Валетта был назначен почетным президентом фирмы, а бразды правления принял внук Джованни Аньелли, который в честь деда был назван Джованни. По семейной традиции он окончил кавалерийскую академию, после чего поступил в Туринский университет на факультет права. Не получив диплом, он со студенческой скамьи отправился на фронт — началась Вторая мировая война. В составе танковой бригады Джованни Аньелли-младший участвовал в боях на территории СССР, где был дважды ранен, а затем воевал в Ливии. На протяжении послевоенных 20 лет он вел жизнь богатого повесы, ни в чем себе не отказывая. Среди его увлечений значились футбол (он не упускал возможности продемонстрировать тренерам «Ювентуса» свои познания в этой игре), горные лыжи, яхты, рулетка, автогонки и, конечно, женщины. Его жена Марелла в одном из интервью воскликнула: «Как звали жену Одиссея? Пенелопа? Я всю жизнь была похожа на нее».
Фотографии красавца не сходили со страниц глянцевых журналов. Целое поколение итальянцев старалось во всем походить на своего кумира. Он стал и законодателем моды. Многие в Италии так же, как и он, носили часы поверх манжеты рубашки или ходили с выпущенным поверх застегнутого пиджака галстуком. «Единственное, на что я надеюсь, — шутил итальянский комик Роберто Бениньи, — так это на то, что Джованни не будет ходить с расстегнутой ширинкой, иначе в скором времени вся Италия последует его примеру». Иными словами, Джованни Аньелли-младший походил на своего деда только внешне. Он начал с того, что принялся подминать под себя итальянские автомобилестроительные фирмы: в 1968 году под крыло FIAT попала марка Autobianchi, год спустя — Lancia и Ferrari, затем пришел черед Alfa Romeo и Maserati. Кроме того, Джованни Аньелли приобрел контрольные пакеты акций ряда туристических, финансовых и прочих компаний, причем не только в Италии, но и по всему миру.
На это требовались огромные деньги, а потому новый глава FIAT начал урезать зарплаты рабочим. Те ответили массовыми забастовками. В одном только 1969 году на забастовки ушло 15 миллионов часов. Лишь в 1974 году, столкнувшись с угрозой полной остановки производства, Аньелли-младший пошел на уступки, согласившись индексировать зарплату в зависимости от подорожания жизни в стране.
О семейных традициях FIAT речи уже не было. В тонкости производства новый управляющий не вникал, в заводских цехах его презрительно называли «адвокатом». Хуже того, Джованни Аньелли-младший сократил инвестиции в модернизацию производства, расходуя лишь тот задел, который оставили ему в наследство его дед и Витторио Валетта. Единственное, на что он не жалел денег, так это на футбольную команду «Ювентус» и гонки «Формулы-1». В результате FIAT очень быстро потерял репутацию производителя изящных и надежных малолитражек. Практически без усилий этот сегмент рынка заняли иностранные фирмы — на европейском рынке автомобилей доля FIAT упала на треть, а в Италии с 60 до 30%.
Дошло до того, что FIAT был вынужден заключить соглашение с американской корпорацией General Motors, которая получила 20% его акций взамен 5% своих. При этом в условиях договора
был пункт, согласно которому General Motors должна была полностью приобрести компанию FIAT. Однако американский концерн сам столкнулся с большими проблемами, иначе гордость Италии была бы продана с молотка.
Сейчас многие издания наперебой расхваливают деловую хватку и предприимчивость Джованни Аньелли-младшего, но в действительности он довел свою фирму до ручки. Когда незадолго до кончины Аньелли в 2003 году в СМИ прошла ошибочная информация о его смерти, акции FIAT подскочили сразу на 6%.
Его преемником считался старший сын Эдуардо, но к капитализму в общем и к автомобилестроению в частности он относился с глубоким презрением. Вместо бизнеса увлекся восточными религиями и наркотиками. На вопросы репортеров Эдуардо отвечал, что готов возглавить компанию, но лишь для того, чтобы снести заводы и на этом месте посадить цветы. В 2000 году он свел счеты с жизнью, спрыгнув с виадука, после чего итальянские издания вновь вспомнили о проклятии клана Аньелли.
Недавно ответственность за будущее FIAT была возложена на праправнука основателя автоконцерна — 34-летнего Джона Элканна. Он молод, скромен, тих, у него детское выражение лица. Но семья лелеет большие надежды: с юности Джон готовился к тому, чтобы возглавить компанию, на каникулах работал на конвейере и продавцом автомобилей, перенимая опыт у своего знаменитого деда, а позже был членом совета директоров FIAT, курируя заводы Ferrari и Maserati, газету La Stampa и футбольный клуб «Ювентус».
Для того чтобы поправить финансовое положение компании, Джону Элканну уже пришлось заняться распродажей непрофильных активов. Например, французского винного дома Chateau Margaux и сети универсальных магазинов La Rinascente. Полученные от распродажи $313 млн. он вложил в производство. Будущее покажет, насколько новый глава FIAT окажется достойным легендарного Джованни Аньелли-старшего, мечтавшего сделать этот мир лучше, чем он есть.