Статья о рождении Lancia Delta была опубликована в журнале Gente Motori.
Перевод Евгений Казанков (Montekki)
Как рождена – Lancia Delta’79
Вступление.
Руководство Lancia, выпустив такие машины как Aurelia, Appia, Flaminia или Fulvia, выбирало время для рождения новой «настоящей Lancia». Момент, казалось, настал. За несколько месяцев до презентации Дельта уже продемонстрировала наличие у себя достоинств, необходимых для очередного выхода марки на мировой рынок и восстановления образа престижного автомобиля, который многие годы характеризовал машины с синим эмалированным scudetto.
Правда то, что сегодня немыслимо создавать такие же хорошие автомобили, как и 30 лет назад, и также правда то, что на Lancia поняли что «возврат к истокам» был уже невозможен, даже если это неизбежно отражается на цене.
Сейчас, когда машина уже готова, нельзя полностью отрицать то, что продукт престижен и заслужил место в ряду самых «аристократических» машин своей категории. Кое-кто хотел попытаться найти притянутые за уши примеры и сходство с некоторыми изделиями французских и, особенно, немецких конкурентов, но чуть тренированный глаз находит доказательства того, что Delta разительно отличается своим содержанием – поиском стиля, современнейшими техническими решениями, использованием благородных материалов, не говоря уже о комфорте и эксплуатационных характеристиках.
Говоря проще – это машина, в которую влюбляются с первого взгляда, и мы, те, кто опробовали ее на предварительном просмотре, можем заверить, что она не разочарует того, кто сидит за рулем. Да и не могло быть по-другому. Lancia нужно было вернуть себе положительный образ и коммерческий успех; чтобы добиться этого, новая модель должна была быть более чем убедительной, средством, гарантирующим переход в новое европейское измерение. Планы компании по-настоящему амбициозны: перейти от объема в 140 тысяч машин в 1978 (включая Autobianchi), к 200 тысячам в 1980, с задачей поддерживать уровень экспорта, близкий к 60 % от производимого количества машин.
Новая философия.
Уровень качества Delta показывает, что в составе Gruppo FIAT, Lancia имеет определенную роль: производить «элитные» автомобили. Эта производственная философия, наметившаяся к концу объединения Lancia и FIAT, осталась на годы неосуществленной: Delta показывает, что сейчас, наконец, здесь появилась конкретика, в том числе благодаря новому производственному развитию и поиску потенциальных финансовых и технических ресурсов.
Все это можно перевести в говорящие цифры: 250 миллиардов инвестиций в ближайшие 5 лет. Происходящее сейчас, не является совпадением: это очень удобный момент для возведения прочной базы для принятия вызова от крупнейших автопроизводителей, готовящихся к 80-м годам. В Lancia повеяло ветром перемен, но фирма, всегда чтущая традиции своего славного прошлого, смотрит в будущее с уверенностью.
Имя, выбранное для модели, «Delta», глубоко символично. Машина с таким названием была сконструирована Vincenzo Lancia в 1911 году, одновременно с превращением фирмы из маленькой мастерской на Via Ormea в предприятие на Via Monginevro. Delta, запускаемая в производство сегодня, совпадает с новым подъемом марки. Используя ту же греческую букву, что и 70 лет назад и вновь предлагая технический уровень, достойный нового времени, Lancia отдала дань уважения прошлому, в то же самое время предлагая себя в суперсовременном ключе.
Линия имеет значение.
В этой первой части поговорим подробнее о линии. Это важно.
Бесспорно, на самом деле, что машине удается захватить кусок рынка тем более обширный, чем более удачный дизайн кузова она имеет. Особенно в Италии, где сильно развито чувство прекрасного и где, честно говоря, люди избалованы прекрасными формами наших кузовов, именами высочайшего уровня, известными всему миру. Когда говорят об автомобиле, то очень часто слышны такие термины как надежность, безопасность, комфорт: эти факторы, безусловно, имеют большое значение, они определяют уровень технического совершенства модели, степени ее соответствия современным требованиям: но во время презентации машины первый судья – это глаз. Машина, которая не нравится – это машина, которая не продается, даже если под капотом у нее двигатель от космического корабля, а тормоза вызывают зависть у Конкорда.
Задумывая Delta, Lancia готовилась к новому завоеванию рынка и не могла позволить себе роскошь ошибиться. Было необходимо занять пустующее на рынке место, появившееся с прекращением производства Fulvia, без которой начались причитания о славной HF, более того, предложив при этом что-то большее и лучшего качества. Задача абсолютно нетривиальная и в тот момент в Centro Stile Lancia не было готового решения. Поэтому нужно было сделать смелый выбор, беспрецедентный в истории Lancia: доверить разработку облика машины стороннему дизайнеру.
Разработку дизайна поручили Giorgio Giugiaro, из Garessio (провинция Cuneo), отцу модели Golf, машины, предавшей забвению все 30 лет Майского Жука и в то же время осовременившей облик фирмы из Вольфсбурга. Giugiaro не только идеолог модели Golf. Его имя известно и уважаемо во всем мире за огромный объем работы, проделанной им за десятилетие дизайнерской деятельности.
Он был еще безбородым юнцом, когда нарисовал машину, которая предсказала будущего великого дизайнера: Alfa Romeo Giulia GT. За первым успехом следуют многие другие, некоторые широко известны, как Alfasud или VW Scirocco, другие не имеют широкой известности, но являются символами престижа – BMW M1, Lotus Esprit и Asso di Fiori от Isuzu.
Инженеры работают в команде
Кузница, где каждый день рождаются тысячи идей, тысячи новых форм и патентов – это ItalDesign: дизайнерский центр, недавно основанный недалеко от Torino тем же Giugiaro и двумя его друзьями, Aldo Mantovani и Luciano Bosio, развивающими и дополняющими его идеи. Два эксперта, между которыми идет спор в автомобильной индустрии: первый занимается проектированием автомобиля, второй – методами изготовления и проектированием автоматизированного производства.
Здесь, за зеркальным бронзовым фасадом, родилась Delta: сначала только контур, затем, мало-помалу, все детали. Понадобятся месяцы интенсивных трудов, чтобы дать Lancia то, что требовалось, и по правде говоря, это не было легкой прогулкой. Доработки, исправления, изменения: и вот, наконец, модель стала машиной в натуральную величину, готовой к запуску в производство. На самом деле, помимо собственно дизайна, ItalDesign предлагает автомобильным фирмам постройку моделей для испытаний, прототипов для проверки в лаборатории и на дороге, проектные чертежи для серийного производства.
Для того чтобы раскрыть маленькие и большие секреты, которые таятся за главной (и в то же время драгоценной) линией Delta, не было другого пути, кроме как обратиться к нему, Giugiaro, «маэстро», как его зовут японцы.
Отнять у него пару часов было нелегко. Его рабочий день начинается в восемь утра, а когда заканчивается - не знает и он сам. Даже в субботу и воскресенье можно застать Giorgetto склоненным над своими листами.
Вот интервью с ним.
Когда Lancia предложила вам заняться дизайном новой модели, какие указания были вам даны?
«Практически никаких. Lancia искала новую модель, абсолютно новую, при помощи которой можно восстановить традицию и престиж 50-х годов, но в то же время обращенную в будущее. Я чувствовал бремя огромной ответственности: возрождение марки зависело от моей фантазии и довольно общих указаний, данных мне. Фактически, была определена только длина: 3,75 метра, машина очень компактная, при этом с двухобъемным кузовом. В общем, с одной стороны, мной двигала профессиональная гордость, ведь мне было выражено полное доверие, с другой – мною овладевало беспокойство, так как ясно, что успех модели во многом зависит от линии».
Когда вы начали делать эскизы кузова?
«В 1975-м. Я только что закончил другую свою машину, Golf, который имел успех у публики, особенно оценившей его компактность в сочетании с агрессивностью. Формула оказалась правильной.
Когда представляли эскизы Golf руководству Volkswagen, те долго воротили нос и в конце концов машина не пошла в производство (это долго было нашей шуткой на тему дизайна).
Новая Y5, как называлась Delta во время проектирования, определенно должна была быть более передовой в сравнении с Golf, необходимо было обратить пристальное внимание на вещь, которой последнему не хватало – комфорт и вместимость салона. Лянча определила диапазон размеров машины, на этой базе я и работал, увеличивая часть, которая оставалась единственным значимым ориентиром для разных салонов: расстояние между педальным узлом и спинкой заднего сиденья. Это была непростая работа, но, в конце концов удалось добиться значения, на 12 см. большего чем у Golf».
Как вам удалось найти столько места для пассажиров в машине, длина которой меньше четырех метров?
«Разумеется, никакого чуда здесь нет. Секрет - в удачном компромиссе. Для того чтобы предложить пространство для коленей задних пассажиров и в то же время обеспечить удобство водительского места, я пожертвовал частью багажного отделения; с другой стороны, при этом можно получить достаточно места для багажа, если путешествовать вдвоем или втроем, откинув вперед одну или обе спинки задних сидений. Сначала я обошёл это неудобство, предложив сделать заднее сиденье сдвигающимся вперед, чтобы приспосабливать его под обстоятельства и размер багажа, но это решение оказалось слишком дорогим, хотя это, без сомнения, новая идея, интересная с позиции маркетинга. Я много работал также над пространством для передних пассажиров: я как следует наклонил рулевую колонку, чтобы найти оптимальную для вождения посадку, не дающую чувства ущемленности. Пусть проверят! Как только сели за руль, заметили, что он лежит в руках максимально естественно. Если добавить к этому то, что машина имеет запас по длине (на 8 см. длиннее Golf), можно сделать вывод, что Delta не только ярко выделяется среди двухобъемных машин в своем классе, но и вступает в борьбу с машинами значительно более крупными, такими как, например, Renault 30 или Simca 1510».
Линии кузова рождались под влиянием чего-то, или вы начали работу с нуля, не имея отправной точки?
«Как было сказано, тема, которую предстояло развить, была такова: найти оригинальный стиль новой маленькой Lancia и, в то же время, придать автомобилю черты, характерные для Фирмы на протяжении десятилетий. Поэтому я задумал избавиться от округлых форм и перейти к протяженным линиям и геометрическим фигурам. Вдохновение пришло от буквы «delta» греческого алфавита: достаточно чуть внимательнее посмотреть на машину, чтобы обнаружить мотив «delta» - трапецию, повторяющуюся во многих ракурсах, особенно при взгляде сбоку. Например, верхний объем кузова – это усеченная пирамида с основанием в виде параллелепипеда. А на какую фигуру похожа задняя стойка между боковым задним стеклами? Разве это не трапеция?
Другая важная черта экстерьера – введение поясной линии, берущей начало от гребня переднего крыла, острым лезвием пробегающей по линии остекления, проходящей под задней стойкой и огибающей багажник под задними фонарями. Продолжение этой линии идет высоко, что придает новизны и индивидуальности облику «Delta»: верх кузова не кажется примотанным ремнями к низу, как к пьедесталу, наоборот, выглядит слитым в единое целое. В таком виде кузов получается уравновешенным и обтекаемым.
Поскольку мы коснулись передней части, можно сказать, что к ней предъявлялись два требования: представить новую фамильную решетку радиатора и избежать округлых фар: решение, часто используемое в конкурентной борьбе. Прямоугольные фары подчеркивают достоинство автомобиля и вызывают в памяти образ передка Beta Montecarlo.
Наконец, есть еще один элемент, выдающий главенство линии: низ кузова, выполненный из пластика и окрашенный в цвет кузова. Вкупе с этим авангардным решением стало возможным внедрить функциональные бампера без ущерба для формы и цвета».
Стиль интерьера был очень высоко оценен женской аудиторией. В процессе разработки вы обращали внимание на взыскательный вкус и потребности разных групп потенциальных покупателей?
«Нет. Я работал, следуя исключительно своему чутью. Для меня нет различий, да меня и не просили, чтобы конкретные параметры больше понравились молодому человеку, чем человеку в возрасте либо женщине. С другой стороны, ни одна фирма никогда не давала мне результатов исследования, которое показывало бы, какие предпочтения отдают разных группы покупателей тем или иным решениям в автомобилестроении. Напротив, я должен сказать, что в разработке интерьера я пытался отстраниться от автомобильной темы в пользу домашней обстановки. В пределах возможного, само собой. Так, я предложил сиденья со скрытыми швами, как в мебельных гарнитурах; панели дверей с тканевой обивкой, таким образом интерьер как бы обволакивает, становится более гостеприимным.
Спинки сидений сделаны довольно узкими, чтобы предложить больше удобства и свободного пространства в салоне, а также больше места для коленей сидящих сзади. Если вы думаете, что такое решение вызывает неудобства, попробуйте посидеть: вы обнаружите, что вовсе не верно, что удобство сиденья зависит только от материала набивки.
В такую «мягкую» обстановку (soft, как говорят англичане) я хотел привнести техно-элементы, такие как щиток приборов и центральная консоль, подчеркнутые особо. В то время как передняя панель гармонирует с оформлением салона, они подчинены «геометрическому» дизайну кузова».
Сколько времени вы потратили на создание Delta?
«Я начал 20 апреля 1975 и к концу июля уже были готовы дизайн кузова и модель машины в натуральную величину. К концу октября я закончил дизайн интерьера. Всего выходит семь месяцев.
Потом, мало-помалу, совместно с компанией Lancia, машина была доведена окончательно.
Любопытно, что в случае с Delta я впервые изменил свой подход к работе: вместо демонстрации серии набросков, среди которых выбирают наиболее понравившийся, я предпочел создать машину, которая нравилась бы мне. Фактически, я представил Lancia уже окрашенную модель машины, сопровождая её эскизами, представлявшими варианты альтернативной стилистики автомобиля».
Машина, которая понравилась руководству - как к ней отнеслись инженеры?
«Когда я пригласил увидеть результат моей работы (это было после 3-х месяцев моего молчания), мне показалось, они отнеслись к этому с недоверием, может быть из-за того, что Lancia первый раз привлекла для проектирования автомобиля стороннего дизайнера. Тем не менее, у них осталось приятное впечатление, когда впоследствии они увидели полностью готовую машину, к которой прилагался кинофильм, запечатлевший все этапы нашей работы, от первых эскизов до постройки макета. Delta, без сомнения, понравилась сразу же, хотя нам и пришлось согласовать несколько изменений перед появлением окончательной версии. Изменений, которые не затронули дух и оригинальный стиль первой модели. Для увеличения свободного пространства кузов стал шире на 8 см., грань, оставленная спереди для того, чтобы облегчить будущий рестайлинг, была устранена для лучшего сопряжения кузова с бамперами. Но, возможно, более очевидному изменению подверглась задняя дверь. В первой версии предусматривалась более высокая линия раздела крышки багажника и задней панели: кроме того, я расположил осветительные приборы горизонтально, что лучше соответствовало общему стилю. В Lancia, однако, предпочли дверь, доходящую до самого бампера, для облегчения доступа в багажное отделение: я должен был заново разработать задние фонари вертикальной формы, на мой взгляд, это не так красиво: небольшая жертва в пользу функциональности. Цель была более чем достигнута».
Кто-то увидел в Delta переделку дизайна тех машин, которые вы создали для Volkswagen: Scirocco, Golf и Passat, например.
«Бесспорно, рука та же. Стиль – нет: достаточно сравнить их, чтобы понять, насколько эти машины отличаются одна от другой. Это вопрос эволюции: у меня, как и у любого другого дизайнера, всегда есть машина, созданная раньше другой; поэтому последняя использует преимущества опыта и знаний, полученных при разработке первой. Несомненно, Delta объединяет все лучшее, что есть в этом стиле. Ясно, что если бы я создавал дизайн сегодня, я сделал бы это по-другому: кто-то скажет, что я остановился. К счастью, это не так. Мое ремесло заставляет меня двигаться и смотреть далеко впереди себя. Это неизбежно, потому что автомобиль, дизайн которого создается сегодня, будет выпущен через пять лет, поскольку промышленности требуется этот промежуток времени для запуска производства. Достаточно посмотреть на Panda от FIAT, чтобы понять, насколько изменился мой подход к дизайну. В будущем он обязательно изменится снова и снова, пока мне будет, что сказать при помощи карандаша».
Монкальери, февраль 1980.