Лёня » Ср июл 25, 2007 11:31 am
СТатья из Автопанорамы
Когда-то Генри Форд признался, что при виде Alfa Romeo он снимает шляпу. И даже через 100 лет этот автомобиль продолжает нас восхищать.
Нам повезло, что Джузеппе Мерози родился в 1872 г. и пик его творческой активности пришелся на то время, когда маркетинг еще не противоречил инженерной мысли. Взгляните на первые автомобили Alfa Romeo 1910, 1913, 1924 годов выпуска. Сейчас с трудом верится, что за рулем этих четырехколесных “конструкторов” люди участвовали в гонках и доезжали до финиша. Сколь неказисто выглядят авто до появления несущего кузова, сколь несерьезным представляется нам мотор мощностью 40 л.с., но в начале XX века творения Мерози отвечали последнему слову техники, что позволило Alfa Romeo собрать огромную коллекцию победных кубков. Гоночные соревнования следовали одно за другим, двигатели становились все мощнее, автомобили – быстрее, и вот уже об Alfa Romeo говорят с придыханием. Впрочем, первое время ни о каком Alfa Romeo и знать не знали, потому как предприятие называлось A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica di Automobili – “Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей”), а нынешнее имя компания получила после 1915 г., когда во главе A.L.F.A. встал Никола Ромео. Он расширил производство и дал ход спортивной карьере Alfa Romeo. Под его началом за компанию сражались такие гонщики, как Аскари, Феррари, Кампари, а талантливый инженер Витторио Яно сконструировал не один победный автомобиль. Популярность Alfa Romeo росла, и в 30-е, 40-е, 50-е годы на свет появились автомобили, которые служат фундаментом для творчества нынешних дизайнеров. Одним из таких шедевров является Alfa Romeo Spider 1966 года выпуска, чей “правнук” сегодня пытается вытянуть легендарного автопроизводителя из кризиса, затянувшего марку в список аутсайдеров мирового автопрома. Но, по словам главы Alfa Romeo Антонио Баравалле, кризис – дело вчерашнее. “Вчера мы еле-еле сводили концы с концами, но теперь вы сами можете убедиться, что Alfa Romeo снова в строю, – говорит он. – Новая 159-я успешно конкурирует с “немцами” и “японцами”, Brera сражает наповал, а бесподобный 8C Competizione признан самым красивым суперкаром 2006 г. на церемонии закрытия 22-го Международного автомобильного фестиваля в Париже. Пожалуй, только 147-я модель, дожившая со времен застоя до возрождения славного имени Alfa Romeo, несколько нарушает общую картину благополучия. Но скоро появится новый хэтчбек, а пока разрешите представить Spider”.
Внешность купе Alfa Romeo Brera доказывает власть и могущество любви над холодным рассудком. Этот автомобиль выглядит так, словно его творил не мастер Джуджаро, а сама страсть и безрассудство слились в едином порыве. Даже если бы Alfa не выросла в плане качества, мы восхищались бы ее формами и воздавали хвалу ее создателю. Но ровные зазоры кузовных панелей и приятные на ощупь материалы отделки доказывают, что Brera не будет прозябать на сервисе. Более того, мы вправе ожидать от нее азартной управляемости и, забегая вперед, можем сказать, что едет это купе не хуже, чем выглядит. Но за рулем Brera кое-что все время смущает. Вы едете в потрясающе красивом автомобиле – возможно, лучшей Alfa за последние десять лет, – но это шоу доставляет удовольствие только окружающим. Они восхищаются выразительной лицевой частью, подтянутыми и “мускулистыми” боками, кокетливым задком, а вам остается искать зеркальные витрины магазинов, чтобы хоть на миг увидеть это купе в движении. И теперь представьте, что к джуджаровской Brera приложили руку таланты из Pininfarina. Впрочем, что представлять? Этот автомобиль перед вами – новый Alfa Romeo Spider.
Передняя часть такая же, как у Brera, а задняя стала еще лучше. Правда, с поднятым верхом Spider выглядит не так соблазнительно, как купе, но стоит нажать кнопку, и вскоре от матерчатой крыши не остается даже воспоминаний. И теперь, сидя в этом кабриолете (причем неважно, мужчина вы или женщина), вы ощутите на себе десятки, сотни восхищенных, обескураженных и завистливых взглядов. Детвора в провинциальных деревушках, где особенно остро чувствуешь жизнь и дыхание Италии, подбегала к Spider с широко распахнутыми глазами. Ребятишки бегали вокруг машины, улыбались и что-то лепетали на своем языке. Неважно что – важно, что в их глазах читался восторг. Около фонтана, в тени клонящегося к земле дерева, сидел пожилой итальянец, который, по всей видимости, еще помнит первый Spider. Годы лишили его возможности быстро передвигаться, но взгляд, улыбка, от которой на лице рельефно проявилось прожитое время, выражали одобрение и в то же время печаль. Этот седовласый старик видел расцвет марки Alfa Romeo и, нет сомнения, с горечью наблюдал, как Fiat тянет за собой легенду автомобильной Италии. Теперь он видит, как Alfa восстает из пепла, но кто знает, доживет ли он до того времени, когда марка будет прочно стоять на ногах?
Еще один вопрос связан с жесткостью кузова. Мы пробовали Spider на полигоне в Балокко, а затем разъезжали по дорогам общего пользования, и во всех условиях нам показалось, что ее-то кузову кабриолета и недостает. Сначала это чувствуется, когда захлопывается дверь, затем в повороте кузов начинает “играть”, и, наконец, на неровностях создается такое впечатление, что пробег машины перевалил за 100 тыс. км. Но нет, на одометре чуть более 2000 км, а значит, этот автомобиль не били и не латали литовские умельцы. Просто по сравнению с конкурентами кузов Spider, видимо, недостаточно усилен. Например, для Audi TT Roadster были заново изготовлены пороги, и на любом покрытии кузов остается столь же жестким, как и у купе. Кое-кто из инженеров Alfa Romeo шепнул мне, что жесткость кузова спайдера на 40% ниже, чем у купе. Это много, и это чувствуется. Если на Brera то и дело атакуешь повороты, то на Spider такая забава доставляет меньше удовольствия. Да и ветер начинает трепать волосы уже на 80 км/ч.
Но все-таки Spider неплох. Версия с 2,2-литровым мотором создана для неспешных прогулок и наверняка будет пользоваться успехом у женщин. Двигатель хорошо тянет на “низах”, здесь же он лучше всего звучит. За границей 4000 об/мин он не просыпается и не “вскрикивает” подобно прежним “четверкам”, избавляя от натужного рева. Езда в прогулочном темпе удается Spider с таким мотором лучше всего. Но мы выбираем 3.2 V6.
Еще до “пробы руля” Spider мне удалось проехать несколько кругов в седане 159 3.2 Q4. Этот автомобиль утратил живость, которая была свойственна 156 GTA с двигателем того же объема, но в то же время заслуживает отдельной похвалы. Система полного привода позволяет ехать быстрее и увереннее, рулевое управление без единой запинки передает информацию от дороги, а подвеска держится молодцом как на треке, так и в условиях городской езды. Q4 – это настоящая Alfa. Уже не та, что восхищала старика у фонтана, но та, что дарит массу удовольствия нам. Нет сомнения, GTA была острее и злее, но 159 3.2 Q4 гораздо приятнее в повседневном использовании. Она позволяет просто мчаться сломя голову. Причем любой режим будет отражать характер автомобиля, потому что даже на 1500 об/мин V6 звучит отлично. Он прекрасно себя чувствует на любых оборотах, вплоть до 7000 об/мин, заявляя об этом сначала мощным баритоном, а затем звучным сопрано. Звук льется безудержным потоком со всех сторон, и если в BMW низкочастотный гул порой утомляет, то голос Alfa всегда желанен. Конечно же, 159-я небезупречна, но 3.2 V6 Q4 можно купить хотя бы для того, чтобы другие завидовали, ведь так редко практичность и ветреность сочетаются в одном автомобиле.
Однако Spider с тем же двигателем ведет себя несколько иначе. Будто почувствовав мягкость характера автомобиля, мотор с меньшим энтузиазмом уносит кабриолет вперед, хоть и звучит так же талантливо. И передачи, кажется, включаются не столь безупречно. Механизм выбора передач в Q4 и Brera работает так же точно, как в Audi, а в Spider ему не хватает избирательности. “Ты слишком придирчив, – ворчит коллега, – коробка Alfa стала гораздо лучше”. Это верно, прогресс очевиден, но рычаг мог бы быть покороче, а его ходы поменьше. А может быть, я действительно слишком придирчив? Ведь жесткий кузов и жесткая подвеска Audi TT Roadster не слишком услужливы на неровностях. А в Spider… Нет, все-таки от Alfa мы ждем большей собранности в движениях. Этот автомобиль чертовски хорош собой и внушает ощущение надежности, но Brera предлагает больше, гораздо больше кайфа от езды. А седан или универсал не менее практичны, чем конкуренты из немецкого премиум-сегмента.
И все-таки Spider не выходит из головы. Думать о нем мало – этот автомобиль не только пробуждает мысли. Он захватывает душу, заставляя мечтать, страдать в его отсутствие. Претензии по части кузова вполне обоснованны, но разве мы воспримем Alfa без недостатков? Ведь вышколенные, отшлифованные до состояния абсурда автомобили уже не новость сегодня. Они прекрасны во всем, кроме одного: их характер задушен стремлением менеджеров угодить всем и каждому. Вряд ли Alfa способна на такое.
Так кто же будет платить 43 тыс. евро (цена базовой версии Spider с двигателем 2.2 JTS) за автомобиль, который не скрывает своих недостатков? Вряд ли те, кто помышляет о BMW Z4 или Nissan 350Z. Spider дарит удовольствие без лишней суеты. Он будет безупречным дополнением к имиджу светской львицы (хотя на самом деле это еще вопрос, кто кого будет дополнять), потому что лучше всего он выглядит около престижных бутиков и на парковке модных ночных клубов. Я же выберу Brera. Q4. Мне нравится. Как говорят итальянцы, mi piace.
Станислав Гончаренко
Фото автора и фирмы-производителя
"Автопанорама” №4 (апрель '07)
People are strange when you're a stranger