День, проведённый в трудах тяжких окончен, за окном кружат в бесконечном падении листья, блистая медью, где-то далеко за тучами догорает яркий осенний закат. Самое время зажечь керосиновую лампу, достать бумагу и, как следует обмусолив карандаш, начать усердно выводить первую фразу:
Радиопередача первая
Переход на рестайловые кулаки передней подвески
Если тебе, дорогой читатель, взбредёт в голову поменять свои дорестайловые стальные кулаки на рестайловые алюминиевые – приготовь, пожалуйста, деньги на:
1. Сами кулаки рестайл (кстати, производят их православные Brembo);
2. Кронштейны рестайл крепления тормозных трубок и датчиков АБС к кулаку;
3. Тормозные суппорты Brembo под 330 мм. диск;
4. Болты рестайл крепления суппортов (рестайл и дорестайл не взаимозаменяемы);
5. Тормозные диски и колодки;
6. Щитки рестайл тормозных дисков (рестайл и дорестайл не взаимозаменяемы);
7. Тормозные трубки переходные с суппорта на шланг (не подходят от Brembo 305 мм.);
8. Тормозные шланги рестайл;
9. Верхние рычаги подвески рестайл;
10. Гайки рестайл крепления шаровых пальцев (верхний и нижний рычаги, рулевой наконечник);
11. Датчики АБС (не рассчитывайте, что старые за многие лета не прикипели к кулаку намертво).
Бумажник альфиста, в предчувствии увесистого пенделя в ужасе сжался, как сфинктер. Но дело того стоит! Даже простая замена кулаков на рестайл привозит минус 3 кг. неподрессоренной массы с колеса. Для тех же несчастных, кто вынужден кататься на дорестайловых скобах Ate плюсы от этой операции неизмеримо больше.
Можно прилично сэкономить и перейти на 330-е Brembo с дорестайловыми стальными кулаками. Во всём, кроме веса, они лучше выполненных из крылатого металла. А также дешевле и не требуют замены верхних рычагов, тормозных трубок и шлангов.
Кулаки рестайл, в комплекте с щитками тормозных дисков, кронштейнами и болтами взял у pasya. С небольшим пробегом и в очень приличном состоянии. Кулаки очистил от окислов в местах контакта со сталью, кронштейны и щитки отправил в покраску порошком.
Суппорты Brembo купил новые на shop.alfisti.net, красные от Ti. Мои старые суппорты, оригинально покрашенные предыдущим владельцем тачки, изрядно меня раздражали. Тормозные диски и колодки - решил пока оставить свои старые Tarox-ы, которые не прошли и 10к км.
Верхние рычаги и остальную мелочёвку взял оригинал. Дорого, но участвовать в бесконечных и небесплатных экспериментах с качеством ТРВ и прочих порядком надоело.
Вообще, именно с тормозов всё и началось. В желании, но не в необходимости)) поставить более модные и эффективные тормоза я перелопатил весь небольшой рынок готовых китов от компаний с репутацией. В результате пришёл к выводу, что идейно наиболее подходящими тормозами для дорожной Альфы будет TAR-OX. Который предлагает 3 кита на выбор – от 6-ти поршневых с 320 мм. дисками до 12-ти поршневых с дисками 360 мм.: http://www.tarox.co.uk/shop/alfa-romeo/ ... stem=16741
Первый я отмёл сразу – что за радость иметь 320 мм. вместо стоковых 330-ти?? Двенадцатипистонный кит выглядел очень привлекательно во всех отношениях, но исключал размеры колёс ниже 19 дюймов. Для лета – классный вариант, но зима на девятнадчиках… Да ну, это неинтересно, зиму нужно катать на 17-х "бубликах".
Оценивая объективно, стоковые Brembo – в общем-то идеальные суппорты для гражданской тачки. Монолитная конструкция суппорта (а все тюнинговые – составные), с радиальным креплением к кулаку (все тюнинговые ставятся боковым через переходник). Перегреть мне их удавалось только на треке (на город хватает за глаза, по трассе езжу без экстремизма). Поэтому, решено – берём стоковые православные Brembo и ставим их на максимально эффективные в плане теплообмена диски, желательно двухсоставные. Колодки – по вкусу. Таким образом, вопрос с тормозами был для меня закрыт, а «сэкономленные» деньги я на радостях решил пустить в дело облехчения от неподрессоренных масс))
Итак, собрав всё (то есть почти всё) вышеперечисленное и вообразив, что на руках у меня bolt-on кит, загнал тачку на подъёмник.
Поначалу хотел делать сам, но при наличии отсутствия кучи нужных торксов, съёмников, а также времени - отправился в местный профильный сервис Е2.
Первый облом не заставил себя долго ждать и выплюнули его, как обычно, детали б/у. А именно, кулаки с разборки. В дорестайле все шаровые надёжно сидят в стальном теле кулака. В «мягком» алюминиевом рестайле в посадочные места шаровых в кулаки впрессованы стальные втулки. Которые при выпрессовке пальцев часто выходят вместе с пальцами. Естественно, на моих кулаках именно так и произошло, а работники европейских шротов себе умные головы подобными мелочами не заморачивают. Естественно, этот интересный факт выяснился в момент, когда новые кулаки уже были установлены, на финальном этапе сборки. Естественно, произошло это по закону всемирной подлости в пятницу вечером, как раз в тот счастливый час любого грамотного токаря, когда он уже переоделся и, запирая шкафчик одной рукой, другой пересчитывает пухлую пачку нала, размышляя – какой сорт пива взять или ну его, лучше сегодня по-беленькой…
Посадочные места пальцев рулевых наконечников с отсутствующими втулками:
К счастью, в моих кулаках отсутствовали только втулки рулевых наконечников, остальные сидели на месте. Нашёлся и образец втулки для изготовления новых, «родные» отдельно от кулаков (уж конечно, кто бы сомневался!) не поставляются. Бережно завернув втулку, кулак и рулевой наконечник в тряпочку, я галопом поскакал до токаря. Выслушав длинную тираду матерных слов, служащих эпитетами для того, кто меня прислал в этот неурочный час и меня лично, а также моего невыгодного, проклятого всеми Богами заказа, уговорами и посулами мне всё же удалось разместить заказ в производство и взять обещание сделать к понедельнику. Понимая, что где понедельник – там и среда, я покатился в сервис снимать машину с подъёмника…
В четверг искомые втулки были на руках. Заодно успел найти новый оригинальный нижний рычаг, у старого залюфтила шаровая. Также при разборе обнаружили изношенный подшипник ступицы, взял SNR.
Работы были возобновлены, но тут вылезла новая пакость. Купленные уже пару лет назад, успевшие как следует вылежатся и запылиться армированные тормозные шлангеры англицкой компании HEL Performance оказались собраны с неправильными соединительными фитингами. Проклиная всё английское на свете, оставили пока родные...
По ходу действия заменили и амортизаторы с пружинами. На этот раз выбор пал на проверенные уже на трёх тачках KONI Sport с родными пружинами. В результате имеем приемлемый клиренс, комфорт заметно упал (амортизаторы в самом мягком положении регулировки, четверть оборота от упора), но появилось самое важное качество для наших дорог - энергоёмкость.
Наконец, всё собрано. Но какая-то незаметная, упущенная глазами, но зацепившаяся за мозг деталь не даёт покоя. Как будто осталась не закручена какая-то важная гайка. Точно, гайка! А именно - гайки крепления шаровых пальцев к кулаку (изначально мы использовали старые гайки). Старые гайки в новых кулаках фиксируют шаровый палец в кулаке только за плоскость среза стальной впрессованной втулки, в самом же кулаке втулку с запрессованным в неё пальцем ничего не удерживает. Загоняем на соседний подъёмник рестайловую 159 и находим отличия гаек.
Рестайловые гайки имеют мощный широкий пояс и интегрированную вращающуюся шайбу большой площади, которая перекрывает плоскость среза стальных втулок, захватывая окружающую поверхность алюминиевого кулака. Таким образом, шаровые надёжно фиксируются в кулаке. По идее, можно было использовать старые гайки, помотавшись по метизным лавкам и подобрав подходящие шайбы. Но перфекционист внутри нервно заявил, что это не путь тру альфисти и будет проклят и низвергнут до ранга «колхозник» тот, кто после всего пережитого и потраченного поступит столь малодушно.
Старые гайки и новые рестайл
Вероятность последствий разъединения на ходу кулака и, например, рулевого наконечника недвусмысленно намекала, что тачке опять придётся постоять какое-то время. Поиски рестайловых гаек показали, что купить можно только оригинал, а средний срок поставки составляет 70-90 дней. Который, как заведено, обычно оканчивается снятием заказа спустя 2-4 недели. Ситуацию спас pasya, чья магическая способность быстро доставать дефицитные детали должна быть исследована наукой и подробно описана в настольном пособии начинающего альфиста. Причём, сделал это совершенно бесплатно – явив тем самым недостижимый пример порядочности и клиентоориентированности для всех бессовестных барыг современности.
К этому времени тачка стояла уже во дворе, поднять передок на домкрате и прикрутить последние новенькие гайки - приятная работа на 10 минут, готово!
Теперь, когда закручена последняя гайка и проведены ходовые испытания, можно с удовольствием резюмировать, что на этом конфиге машина едет очень приятно и непринуждённо даже на тяжёлых девятнадчиках. Неровности покрытия преодолеваются уверенно и легко, тачка словно сбросила пару сотен кг. массы.
Ну а приведённая ниже иллюстрация, притягивая взгляд подобно закату на берегу океана, являет собой усладу и отдохновение для усталого взора альфиста)))
Надеюсь, тем, кто решит перейти на рестайл, этот короткая техническая зарисовка поможет выполнить этот фокус наиболее быстрым и беспроблемным путём.