Исчезающее золотоВо время холодной войны Германия перевезла значительную часть своего золота в Нью-Йорк — на случай нападения со стороны Советского Союза. Предполагалось, что в Америке оно будет в большей безопасности и, разумеется, Германия в любой момент может попросить вернуть его обратно.
Однако в Германии со временем нарастало беспокойство относительно сохранности 1 536 тонн немецкого золота, которое, по общему убеждению, находилось в хранилище Федерального резерва в Нью-Йорке. В результате Бундесбанк решил постепенно перевезти свои золотые запасы на родину, и начать предполагалось с осмотра подвалов здания Федрезерва, где, согласно официальной информации, и хранилось немецкое золото.
Конечно, правительство Германии периодически получало самые убедительные заверения от Федрезерва, что золото на месте, в целости и сохранности. Однако в последнее время ситуация несколько накалилась, поскольку Федрезерв отказал немцам в проведении инспекции хранилища. Пока ситуация не вышла «за рамки», но Федрезерв, как, впрочем и другие учреждения, которым доверено хранение золота, уже ощутили особенно пристальное внимание к себе.
Общая волна беспокойства докатилась и до Австрии, где вопрос о том, где хранится золотой запас этой страны, был поднят в парламенте. Оказалось, что около 80 процентов (или 224,4 тонн) австрийского золота находится в Англии. Причина озвучивалась такая: в случае кризиса будет намного легче продавать золото из Лондона, чем из Вены. Это могло бы показаться вполне разумным, если бы золото могло, в случае необходимости, быть возвращено в Австрию. Однако тут могут возникнуть большие проблемы, поскольку Англия, по всей видимости, отдала золото в лизинг.
На самом деле отдавать в лизинг золото другой страны — обычная практика, которая получила одобрение не кого-нибудь, а бывшего Председателя Совета управляющих ФРС Алана Гринспена. Золото отдаётся в лизинг банку по операциям с драгметаллами, который обычно платит Федрезерву один процент с обязательством вернуть к определённому сроку. После этого банк по операциям с драгметаллами продаёт золото на открытом рынке и на вырученные средства покупает казначейские облигации, которые могут принести три-четыре процента прибыли.
Самое любопытное во всей этой ситуации, что золото продолжает считаться на балансе арендодателя даже после того, как было продано заёмщиком третьим лицам.
Следовательно, если вы сегодня купили золотой слиток, он вполне может оказаться одним из тех, что несколько десятилетий назад были перевезены из Бундесбанка в Федрезерв и до сих пор находятся на его балансе.
В таком случае и вы, и Федрезерв можете считать себя владельцами одного и того же слитка. Проблема в том, что настоящий слиток по-прежнему только один. Второй существует только на бумаге. То есть золота в мире меньше, чем можно насчитать по документам. Насколько меньше? Хороший вопрос.
Но, даже зная, что Федрезерв держит больше «бумажного» золота, чем физического, стоит ли по этому поводу беспокоиться? Что может пойти не так? Вот несколько вариантов:
Если цена на золото вдруг взлетит и арендодатель потребует его возвращения из банка, последний может потерять намного больше, чем вышеупомянутые два-три процента прибыли.
Если произойдёт обвал рынка облигаций и начнётся гиперинфляция, то облигации, которые приобрёл банк по операциям с драгметаллами, могут обесцениться.
Если страны, которые отправили своё золото в Лондон и Нью-Йорк потребуют возврата, банки-хранилища смогут это сделать, только выкупив золото по текущим ценам. Если эти цены будут значительно выше тех, по которым золото отдавалось в лизинг банкам по операциям с драгметаллами, то банки-хранилища потерпят огромные убытки.
В настоящий момент запустить этот механизм возврата может всё, что угодно. И с каждым днём риск возрастает. Правительствам, которые когда-то отправили своё золото ради «большей сохранности», придётся как-то объясняться перед своими гражданами.