Из всех кабриолетов, которые прошли через наши руки летом, этот – самый необычный. Заслуженный ветеран, Alfa Romeo Spider стоял на конвейере почти тридцать лет, пережив несколько модернизаций.
Его внешность самодостаточна. Созданный Pininfarina в 60-х годах прошлого столетия кузов прошел через несколько рестайлингов и предстал перед нами в финальном виде. Эта машина 1992 года выпуска, из последних партий. Стильная хромированная ручка открывает маленькую легкую дверцу, приглашая в изящный лаконичный салон. Учитывая 15-летний возраст спайдера, аутентичный интерьер сохранился очень неплохо. К тому же большую часть пробега автомобиль прошел с опущенным верхом.
Посадка низкая, с вытянутыми ногами. Человек выше среднего роста уместится на водительском месте без труда. Например, в Mazda MX-5 мне было гораздо теснее. Руль Nardi представляет собой «олдскульный» микс из алюминия и дерева. Баранка словно слегка прилипает к ладоням, можно обходиться без водительских перчаток. Тонкий обод покрыт отличным лаком, с тыльной стороны «гребенка» – красиво и удобно. Намек, что этот автомобиль можно почувствовать кончиками пальцев., Педали – без нареканий, слева есть площадка для отдыха ноги. Расположенный на приливе центральной консоли рычаг переключения передач требует некоторого привыкания. После нескольких часов работы алгоритм переключений уже кажется вполне естественным и в чем-то даже пижонским. Рычаг, как и руль, требует работы пальцами.
В целом эргономика показалась вполне пристойной. Ничто не затрудняет жизнь водителю. Единственная претензия – зеркала маленькие. Впрочем, можно и головой покрутить – обзорность назад отличная. Конечно, если нет крыши. Сегодня, когда речь заходит о складывающемся верхе, сразу всплывает цифра – столько-то секунд уходит на то, чтобы убрать-поставить крышу. В старых кабриолетах все иначе. В частности, в этом Spider потребуются в первую очередь приличные физические усилия. Чтобы установить крышу, необходимо развернуться, ухватить ручку и потянуть ее вверх. Если сумели сделать это с первой попытки одной рукой, вы – либо силач, либо тренировались. Первую треть хода механизм отрабатывает с натугой, зато дальше – никаких проблем. Теперь остается защелкнуть замки с двух сторон на рамке лобового стекла (стекла дверей должны быть опущены). Ну а время можно засечь при желании. Затуманившийся от времени пластик в задней секции матерчатого верха несколько ухудшает обзор назад, который и сам по себе слишком зажат. В старых кабриолетах с поднятым верхом чувствуешь себя ущербно – по сути своей это в первую очередь открытые автомобили, в отличие от их современных аналогов, в которых одинаково хорошо с крышей и без. В Alfa Romeo с матерчатым верхом над головой чувствуешь себя как под колпаком. Но стоит откинуть его, и ситуация разом меняется. Весь мир начинает крутиться вокруг маленького красного Spider! И тот не остается в долгу, заряжая всех позитивом, – пришелец из автомобильного прошлого, он в одиночку пытается оживить будничный транспортный поток. Из-за скромных размеров этот красавец кажется хилым и беззащитным. Однако Alfa Romeo всегда могли постоять за себя на трассе. Даже с самым скромным мотором. К тому же этот Spider – мощнейший в линейке. Под капотом – расположенный продольно двухлитровый двигатель мощностью 120 сил. Тяга идет через пятиступенчатую «механику» к задним колесам. В отличие от своих прародителей, версия начала 90-х имеет в арсенале гидроусилитель руля и «вакуумник» в тормозной системе. Стекла – с электроприводом.
Попробовав педали, я осторожно включил первую и плавно отпустил сцепление. Легкая машинка легко сорвалась с места. Привод акселератора очень чувствительный – обороты можно без труда дозировать «сотнями», плавно ведя стрелку тахометра. Еще до 3000 об/мин двигатель выдает максимум крутящего момента – все 157 Нм, что весьма удобно. После этой отметки мотор демонстрирует подхват, и набор скорости становится весьма уверенным. Передачи меняются без проблем, а приноровившись, можно и нужно сопровождать переключения вниз быстрыми перегазовками, да и синхронизаторы страдают меньше.
Непринужденно добравшись до первой «сотни», Spider продолжает напористо разгоняться. В песне двигателя появляются звонкие металлические нотки. Третья, четвертая – ветеран, молодежи на удивление, летит со скоростью 160 км/ч. А если придется резко осадить машину? Она не спасует, правда, потребуется точная дозировка усилия на грани блокировки колес и корректировка рулем. Признаться, я не сразу так осмелел. Первые полчаса за рулем кабриолета я ехал в правом ряду, и мне было немного не по себе. Маленький автомобиль, напоминающий лодочку, двери поигрывают на жестких стыках, «ноль» на руле размыт… Однако чем дольше я ехал на Spider, тем больше уверенности обретал.
Ну а полным взаимопонимание стало, когда я атаковал хорошо просматриваемый пологий съезд с ТТК. Посмотрим, жив ли здоровый «альфовский» дух в немолодом уже теле «спайдера»? Жив! Короткое движение рулем, колеса встают на траекторию, кузов выбирает скручивание, руль наполняется усилием, и машина идет по дуге, как по лекалу. Однако, выполняя такой маневр, нужно быть уверенным, что не попадешь на выбоину в асфальте – в таком случае на кузов, руль и подвеску придет чувствительный удар. Да и вообще, используя такой автомобиль в России, нужно помнить, что итальянцы, создававшие его много лет назад, российские дороги в голове не держали. К тому же это раритет. Можно, конечно, иногда прохватить на нем по ровной трассе, но не стоит этим злоупотреблять. На Alfa Spider лучше просто гулять – неспешно, без крыши. Под небом голубым и солнцем ярким, в сопровождении улыбок.
История Alfa Romeo Spider
Дизайн этого автомобиля считается классическим. Во многом благодаря этому его выпускали с незначительными изменениями почти три десятка лет. Сконструированный на базе шасси модели Giulia 105, он дебютировал на Женевском автосалоне в 1966 году. Но этой премьеры компании показалось мало, и желая максимально подогреть интерес публики, новинку с большой помпой представили еще раз – на палубе трансатлантического лайнера «Раффаэлло», специально для того прибывшего на Ривьеру во время Каннского кинофестиваля.
Имя Duetto автомобиль получил позже, по результатам проведенного в Италии конкурса. Внешним видом Spider обязан Pininfarina, причем это был последний проект, в котором непосредственное участие принимал основатель компании Баттиста «Пинин» Фарина. Ей же было доверено изготовление кузовов-монококов с энергопоглощающими, легко деформируемыми при ударе зонами. Первоначально автомобиль комплектовался рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 1,6 л мощностью 109 л.с. Салон был по-спартански прост, зато в списке достоинств Spider фигурировали пятиступенчатая трансмиссия, дисковые тормоза и независимая передняя подвеска.
Первую модель уже в конце 1967 года сменила версия 1750 Spider Veloce с 118-сильным 1,8-литровым мотором. С этого момента название Duetto исчезло из заводских каталогов. Европейский вариант оставался карбюраторным, а для американского рынка выпускалась модификация с механической системой впрыска SPICA. Модернизация коснулась также подвески, тормозов, и электрооборудования, внешне автомобиль почти не изменился. Годом позже появилась упрощенная модель Spider 1300 Junior (1.3 л, 89 л.с.) – без «излишеств» вроде усилителя тормозов, колесных колпаков, открывающихся форточек и обтекателей фар.
В 1970-м Spider подвергся первому основательному рестайлингу, его округлой формы длинный хвост «отрубили». Обновились радиаторная решетка, дверные ручки, увеличился угол наклона лобового окна, салон стал более комфортабельным. В 1971-м очередная смена модели – на рынок вышел 2000 Spider Veloce (2 л. 132 л.с.). В 1972-м вновь был запущен в производство вариант с 1,6-литровым мотором, но уже как «младший» Spider 1600 Junior, внешне идентичный версии 1300. В середине 70-х годов в салоне появились два маленьких дополнительных сиденья сзади, что фактически превратило машину в кабриолет «два плюс два». Однако в названии автомобиля это не было отражено. Почти одновременно в соответствии с американскими требованиями к пассивной безопасности прежние бамперы из нержавейки уступили место новым, покрытым черной резиной.
Следующую пластическую операцию Spider перенес в 1983 году. Снова заменили бамперы, на этот раз на целиком резиновые, причем передний объединили с решеткой радиатора. На кромке багажника появился небольшой спойлер. Существенно измененный облик машины вызвал негативную реакцию у поклонников марки. Тогда же из названия модели 1600 удалили уничижительное слово Junior. В 1986 году родилась модель Quadrifoglio Verde – «зеленый клеверный лист», названная так в честь эмблемы, украшавшей гоночные машины команды Alfa Romeo в 20-е годы. Среди изменений прежде всего обращали на себя внимание новые передний и задний спойлеры, зеркала и опционная съемная жесткая крыша – хардтоп. По начинке это был все тот же Spider Veloce с 2-литровым четырехцилиндровым мотором с двумя валами в головке. В Европе модель предлагалась с карбюратором, в Америке – с системой впрыска Bosch L-Jetronic (на американские версии ее ставили с 1982 года). Салоны обоих вариантов отличались высоким уровнем комфорта: кожаная обивка сидений, продвинутая аудиосистема с множеством динамиков, электроподъемники стекол, кондиционер. Модель также оснащалась колесами из легкого сплава.
Для американского рынка в 1985-1990 годах выпускалась более дешевая упрощенная версия под названием The Graduate – напоминание о том, что Spider участвовал в съемках одноименного фильма («Выпускник») 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли. Последние заметные изменения в Spider внесли в 1990-м. Европейская версия наконец-то получила электронную систему впрыска Bosch Motronic. Автомобиль лишился спойлеров, получил по примеру модели Alfa Romeo 164 растянутые по горизонтали задние фонари и пластиковые бамперы в цвет кузова. И опять развернулась дискуссия на предмет поругания классического облика автомобиля. В американской версии все это появилось спустя год заодно с усилителем руля и подушкой безопасности для водителя.
Производство Spider прекратилось в 1993 году. Последней вехой в его истории стал выпуск в мае того года специальной серии Spider Veloce Commemorative Edition. Машина подавалась как модель 1994 года. Все 190 экземпляров серии, выпущенной для американского рынка, имели на приборной панели плакетку с индивидуальным номером, отделанный деревом салон, колпаки с позолоченной вставкой на «телефонных» 15-дюймовых дисках и дополнительные эмблемы на кузове.
Леонтий Тютелев, Владимир Князьков
http://www.motor.ru/archive/number136/art17