Искусство, создавшее аудиторию (И.Владимиров)
Автомобильный мир классифицирован не только профессионалами. Наш брат автомобилист разложил его по своим «полочкам»: VW, Opel, Ford, Toyota — автомобили для народа; Rolls-Royce, Cadillac — для богатых; Renault, Seat, Fiat — для прижимистых. И так далее...
Alfa Romeo же, благодаря своему неподражаемому стилю, как бы внеразрядны, внеклассовы. И несмотря на то, что Alfa никогда не выпускала много автомобилей, в сравнении, допустим, с чрезвычайно плодовитым Fiat или со всепроникающими Volkswagen, ее модели ценились всегда.
История фирмы, что любопытно, опередила ее рождение. В начале века Darracq, одна из преуспевавших французских компаний, решила разместить в Неаполе сборочный конвейер. Это дочернее предприятие призвано было решить финансовые проблемы, которые уже тогда досаждали производству автомобилей. Однако к 1909 году плохо просчитанный проект с треском провалился, и производство решено было перенести на север Италии, считавшийся в те времена более богатым и более технократичным.
В июне 1910 года, в связи опять же с финансовыми интересами французской фирмы, было организовано новое предприятие, которое получило название ALFA (Anonima Lombarda Fabrica Automobili — Акционерная автомобильная фабрика Ломбардии).
В этой итальянской провинции к тому времени уже имелся прецедент с именем ALFA: в 1907 году там было создано «Акционерное общество Ломбардии по производству автомобилей» в городе Новара, выпущен один автомобиль и... марка почила в бозе. Так что не стоит путать ALFA 1907-го и ALFA 1910-го, они не имеют между собой ничего общего. Однако о том, что литера «L» в имени фирмы является сокращением от Lombarda, скоро забыли, и аббревиатура уступила место более привычному нам «Alfa».
Многие исследователи истории автомобилестроения считают, что возникновение Alfa на месте филиала Darracq связано с именем Уго Стеллы (Ugo Stella), талантливого инженера, которому в начале 1909 года было поручено разработать новый двигатель. Именно тогда, когда Стелла доложил о выполнении задания, а произошло это зимой 1910 года (моторы получили индексы «24НР» и «12НР»), было принято окончательное решение о создании новой фирмы.
Первым автомобилем, вышедшим из ворот Alfa, принято считать появившийся в 1911 году 24НР. До 1915 года были выпущены 12НР, 15НР и могучий 40/60НР с двигателем рабочим объемом 6,082 литра и верхним расположением привода клапанного механизма. Пока все эти автомобили именовались Alfa, без привычного нам Romeo. Нынешнее же имя фирма обрела в 1915 году, с приходом в нее нового директора Николо Ромео (Nikolo Romeo). Под его патронажем появились 20/30НР с 4,2-литровым двигателем и 20/30ES.
Начало спортивной славы Alfa Romeo связано с именем Джузеппе Мерози, который в 1923 году выпустил в свет Р-1. Удачное выступление «единички» в гонках Grand Prix заставило руководителей фирмы задуматься о большом спорте, сулившем огромные возможности для рекламной деятельности. Поэтому к 1925 году появился Р-2, ставший тогда же победителем чемпионата Европы по шоссейно-кольцевым гонкам. Кстати, именно в середине 20-х начал свою «автомобильную» жизнь Энцо Феррари, которого Витторио Джано (возглавлявший отделение фирмы, занимавшееся спортивными автомобилями) пригласил на должность шефа спортивной команды Alfa Romeo.
До 1930 года были созданы такие легендарные спортивные автомобили, как 6-цилиндровые 6С1500, 6С1750 и 8-цилиндровый 8С2300 (при сравнительно скромном рабочем объеме в 2,336 литра двигатель машины обладал мощностью в 142 л.с. — и это в 1930 году!). Именно на модели 8С2300 впервые был установлен компрессор Roots той конструкции, которая и по сегодняшний день не потеряла своей актуальности. Речь, конечно, не о самой конструкции, а об идее.
В истории фирмы вообще можно было бы насчитать не один десяток великолепных спортивных машин, хотя случались и неудачи. Однако развитие автомобильного спорта, и не только его, на много лет затормозила война...
Активная послевоенная история фирмы начинается в 1954 году, когда свет увидел Alfa Romeo Giulietta, который в 1955-м вырос из двухдверного двухместного купе в полноразмерный седан и до сих пор считается гордостью итальянского автопрома. Новая модель в том же году вывела фирму на второе (после Fiat) место по продажам. И дальше, несмотря на то, что в Европе «Джульетта» стоила как три «Жука» от VW, автомобиль продавался очень хорошо вплоть до окончания его выпуска в 1961-м.
Изюминкой модели, помимо яркого стиля, был двигатель с двумя верхними распредвалами рабочим объемом 1290 кубических сантиметров и мощностью 60 (80 у купе) лошадиных сил. Даже Mercedes-Benz 180 не мог тягаться в разгоне с Giulietta, имевшей максимальную скорость более 160 км/ч.
Следующим заметным шагом стал выпуск в начале 1962 года модели с более «взрослым» именем — Giulia. И опять автомобиль оказался удачным сплавом спортивности и эксклюзива. Двигатель в 1,6 литра имел самую прогрессивную по тем временам конструкцию и выдавал 92 лошадиных силы (сравните с более «современной» нашей «шестеркой»). Агрегатировался автомобиль 5-ступенчатой коробкой передач и… барабанными тормозами, которые были заменены дисковыми только в 1964-м. Стильная Giulia ТI, взбудоражившая автомобильное сообщество 60-х, выпускалась почти 15 лет, она стала основой для множества модификаций, в том числе спортивных купе Sprint (Giulia Sprint GTA была известна во многих странах Европы) и Sprint Veloce. Кстати, максимальная скорость автомобилей, оснащенных двигателями класса «до 1,6 литра», достигала 220 км/ч, вот вам и 60-е… Модификация же Spider дожила без особых внешних изменений аж до 1993 года. И почему в Тольятти обосновался Fiat 124?..
Еще одним оригинальным автомобилем, раздразнившим дизайнеров всего мира, стал Alfa Romeo Montreal с кузовом от Bertone, выпущенный в 1970 году. Кроме яркой внешности автомобиль обладал феноменальными по тем временам спринтерскими способностями — его 2,6-литровая V-образная «восьмерка» с алюминиевым блоком имела систему впрыска топлива и обладала мощностью в 200 л.с. Максимальная скорость Montreal GT — 220 км/ч.
В 1971 году появился на свет первый массовый переднеприводной Alfa Romeo. Производили автомобиль на юге Италии, недалеко от Неаполя, на специально построенном заводе, поэтому и назвали новинку Alfasud, то есть «альфа-на-юге». Стоимость модели была невелика, и многие любители экзотики охотно покупали недорогой автомобиль с громким именем. Любопытно, что для удешевления производства машины использовались материалы, подвергнутые вторичной переработке, и дешевая сталь из СССР. Может, поэтому устойчивость к коррозии у Alfasud была не самая лучшая по сравнению с другими автомобилями того времени?
Имелся в истории Alfa Romeo даже «роман» с японцами в лице Nissan, плодом которого стала модель Arna (Alfa Romeo Nissan Autoveicoli). Она несла на себе эмблему Alfa Romeo; колеса, двигатель и передний привод у нее были от Alfasud, а большинство деталей подвески и кузова — от Nissan Cherry 1983 года. Таким образом, используя раскрученную в Европе марку, японцы пытались вклиниться на рынки Старого Света.
В 1977 году, приступая к выпуску нового автомобиля среднего класса, разработчики решили назвать ее Giulietta 2, или просто Giulietta — в честь «бестселлера» 50-х. Это должно было не только напомнить всем о былом успехе одноименной модели, но и подчеркнуть преемственность в главном — стильности и скоростных качествах. Обновленная «Джульетта» имела несколько вариантов двигателей объемом от 1,3 до 2,0 литра и мощностью до 170 л.с.
Большой популярностью, несмотря на высокую стоимость, пользовалась модель Alfetta GTV, обладавшая мощным 3-литровым V-образным двигателем и ни на йоту не отступившая от фирменного стиля.
Alfa Romeo 75 — это дань семьдесят пятому, юбилейному году существования фирмы. И вновь конструкторы и дизайнеры создали автомобиль, который даже в избалованной Германии продавался «на ура». Модель комплектовалась теми же силовыми агрегатами, что и Giulietta 2, исключением стал лишь новый 1,4-литровый мотор, который массово устанавливался на недорогую модификацию машины. В 90-е годы Alfa Romeo 75 «перекочевала» под именем Alfa Romeo 145/146.
В начале 80-х фирма выпустила одну из своих самых продаваемых машин — Alfa Romeo 33. Число в индексе имело историческую подоплеку. Дело в том, что 33-я модель уже существовала в конце 60-х — начале 70-х годов, автомобиль был специально сделан для участия в спортивных соревнованиях и сыскал в те времена достаточно громкую славу. Позже его двигатель — V-образная «восьмерка» — устанавливался на Montreal. Появившись в 1984 году, Alfa Romeo 33 продержался в серии десять лет, общее количество выпущенных автомобилей приближается к миллиону.
Достаточно известная 164-я, которая относится к классу представительских автомобилей, создавалась при содействии Fiat (в то время практически полностью владевшим фирмой Alfa Romeo), Lancia и Saab. Престиж марки в секторе дорогих автомобилей был как будто бы поддержан, однако сама модель несколько утратила шарм, который присущ большинству «чистокровных» Alfa Romeo, даже тех, которые автономно выпускались фирмой в это же время.
В последнее десятилетие века, в 90-е годы, слегка запоздав с обновлением модельных рядов, Alfa Romeo все же выпустила на рынок несколько любопытных и оригинальных автомобилей, которые — несмотря на некоторые недостатки — по сей день успешно конкурируют с продукцией большинства ведущих мировых автопроизводителей.
Кто-то из мудрых, говоря об искусстве, однажды заметил: есть произведения, которые создаются своей аудиторией (помните, «короля играет свита»?), а есть такие, что сами создают аудиторию. Автомобили Alfa Romeo, общепризнанный «наркотик времени», — из этих вот «других». Сплав высокой стилистики, конструктивных находок и уникальных скоростных характеристик породил в мире уже не одно поколение поклонников марки. И, надо полагать, еще породит. 90 лет — какие это годы!..
Наша справка
В своих основополагающих формах эмблема Alfa Romeo изменялась с рождения вплоть до 90-х годов. Главными элементами эмблемы являются: красный крест на белом фоне и зеленая змея, заглатывающая ребенка. Оба эти элемента присутствуют на городском гербе Милана, родине Alfa Romeo. Змея — это символ семьи Висконти (Visconti), одной из могущественных в Ломбардии. В темно-голубом ободке в 1910-1915 годах было только название ALFA, наименование города Милана и узлы — символ Савойского королевского дома. После прихода на завод Николо Ромео в наименовании фирмы добавилось его имя. Название фирмы и имя города на эмблеме этих годов было белым. В 1925 году вокруг эмблемы появился «лавровый венок» золотистого цвета, который символизировал победы гоночных автомобилей фирмы в мировом первенстве. После второй мировой войны эмблема фирмы стала более стилизованной: лавровый венок стал менее пышным, пропорционально выросли буквы названия фирмы и имя города, а также узлы превратились в две короткие волнистые линии, которые окончательно пропали в 1972 году. С 1983 года эмблема перестала быть выпуклой и рельефной, с нее исчезло имя Милана и… ее стали делать из пластмассы.