Автоподход
Подход к покупке часов можно сравнить с подходом к покупке автомобиля. Ктото выбирает <Жигули> или Opel, потому что это недорого, проверено, привычно, в случае чего - легко ремонтируется. Если вспомнить классическую пирамиду потребностей Маслоу, то все эти аргументы относятся к категории <безопасности>. Другие покупают Jaguar - машину, про которую все говорят, что она больше времени находится в автомастерской, нежели в гараже владельца. Но здесь фактор надежности уже не важен. Jaguar выбирают, чтобы подчеркнуть статус и особый вкус. С точки зрения Маслоу, речь идет об удовлетворении потребности в общественном признании. Третьи отдают предпочтение спортивной Alfa Romeo. Это - автомобиль-игрушка. Его холят, лелеют, за ним ухаживают, как за девушкой, на нем ездят на специальные тусовки <альфистов> и т.п. В этом случае важно даже не признание окружающих, а самооценка: я обладаю такой вещью. По Маслоу это соответствует вершине пирамиды - потребности в самооценке. Хочется предостеречь от ошибок: приведенная градация касается не цены, а подхода человека к товару. Клиент Jaguar, если денег у него хватает только на подержанные <Жигули>, все равно нарядит их так, что прохожие будут оборачиваться вслед. А клиент Alfa Romeo, в свою очередь, поставит на них такую аудиосистему, которая по цене потянет на полмашины.
С часами все то же самое. Для части покупателей механические часы являются более привычными и надежными. Им кажется, что они дольше прослужат и их легче отремонтировать. Эти люди выбирают часы-<Жигули>, и они - основная клиентура отечественных заводов. Как правило, такие покупатели приобретают простые трехстрелочные модели или часы с автоподзаводом. Для других важно, что их часы не такие, как у большинства. Клиенты Jaguar сознают недостатки механики, но готовы идти на определенные жертвы ради обладания нестандартной вещью. Зачастую эти люди выбирают часы с ручным заводом. Несмотря на очевидные неудобства, их привлекает необычность такого выбора. Клиенты Alfa Romeo видят в механических часах прежде всего игрушку. Их влечет бьющееся сердце баланса, различные нестандартные функции, особенно те, действие которых можно вызывать по желанию владельца: сигнал, хронограф и т.п.
Последние две группы покупателей наиболее интересны для магазина, так как располагают, как правило, большими средствами и готовы без особых раздумий потратить их на понравившуюся вещь. Как уже говорилось, указанные подходы к покупке относятся прежде всего к психологии конкретного человека и крайне слабо связаны с ценой приобретаемых часов. В каждой ценовой категории товара можно найти модели, подходящие конкретному покупателю. Нужно лишь правильно определить тип человека и обратить внимание на важные конкретно для него моменты. Более того - даже в каждой модели часов можно найти особенности, позволяющие отнести ее к любой из трех групп, и, соответственно, сделать так, что человек непременно захочет ее приобрести. Но это уже более сложная наука.