Ощущения от езды на довоенном спортивном автомобиле можно описать одним лишь словом: ужас!!! Мне пришлось буквально срастись с маленьким пассажирским сиденьем, чтобы не отдать богу душу, пока Джон Мэй, сидящий рядом, демонстрировал, как лихо его старенькая Alfa Romeo 8C 2300 Monza вписывается в крутые повороты.
При этом то правые, то левые колеса большую часть времени находились в воздухе. Казалось, мы вот-вот разобьемся, и уж если это произойдет, опознать наши тела будет столь же непросто, как если бы мы угодили в бетономешалку, наполненную колючей проволокой и булыжниками. Вдобавок рядом со мной проходила раскаленная выхлопная труба, нагревшая тесное креслице до такой степени, что кредитная карточка, лежащая в кармане брюк, скукожилась, как сухой осенний лист.
Наконец мне осточертело ежесекундно беспокоиться за свою жизнь. Будь что будет! Во-первых, от меня все равно ничего не зависит, во-вторых, рядом — опытный водитель, который знает, что делает. Джон — большой поклонник классических гоночных автомобилей. Помимо Monza, у него есть одноместный Маserati A6 GCM, два Bentley — Blower и шестилитровый Tourer, а также DeDion 1904 года выпуска. Все эти машины регулярно участвуют в различных клубных акциях, например, Goodwood Circuit Revival или Mille Miglia, и за рулем в таких случаях всегда находится сам Джон. Так что нет никаких оснований сомневаться в мастерстве хозяина редкостной «конюшни»...
Модель 8С 2300, сконструированную талантливейшим инженером и дизайнером Витторио Джано, компания Alfa Romeo представила публике в 1931 году. Джано оснастил свое детище 2,3-литровым двигателем с восемью цилиндрами в ряд. Уникальный силовой агрегат состоял из двух четырехцилиндровых блоков, отлитых из алюминиевого сплава. Цилиндры имели полусферические камеры сгорания (в стиле всех тогдашних Alfa Romeo), одна половина коленвала приводила турбину нагнетателя Roots, другая — распределительный вал.
Стандартная мощность двигателя составляла 130 л.с., но у гоночной версии Monza форсированный мотор развивает 178 л.с. при 5400 мин-1. «Тюнинговая» машина весит меньше 800 кг, и если соотнести ее массу с мощностью мотора, то на каждую лошадиную силу приходится около 4,4 кг «живого веса». По этому показателю Monza превосходит даже современный Jaguar XJR, оснащенный турбированной V-образной «восьмеркой».
Дорожный вариант Alfa Romeo 8C 2300 быстро превратился в самый популярный суперкар тех дней. А был он ни чем иным, как слегка «замаскированной» гоночной Monza. Благодаря ее неоднократным победам в гонках «24 часа Ле-Мана» и Mille Miglia в период с 1931 по 1934 годы, на небосклоне автоспорта вновь взошла звезда марки Alfa Romeo...
Джон свернул к обочине — теперь его место предстояло занять мне. Обжигающий выхлоп, с изумительным звучанием вырывающийся по трубе из-под длинного капота, сигнализировал, что Monza жаждет продолжить бег по пригородному шоссе.
Трасса довольно прямая, тем не менее нужно быть предельно внимательным с акселератором, который почему-то располагается там, где я привык находить педаль тормоза — в центре педального узла. Рычаг переключения передач выходит прямо из крышки четырехскоростной несинхронизированной коробки, рядом с водителем. Теперь понятно, где Ferrari подхватила эту идею (специалисты Scuderia Ferrari помогали коллегам из Alfa Romeo в доводке гоночного мотора Monza).
Включаю первую передачу. Педаль сцепления медленно ползет вверх, и зацепившиеся шестерни КП принимаются раскручивать карданный вал. Мягко оттолкнувшись от сухого асфальта, машина степенно набирает скорость. Вялый разгон? Что ж, надо помнить, что изготовлен автомобиль почти 70 лет назад.
Все передачи можно включить, только освоив двойной выжим сцепления. При этом необходимо придерживать постоянно выскакивающий рычаг скоростей. Если передача включена неверно, из недр коробки раздается такой чудовищный скрежет, что содрогаются все ваши внутренности. Приходится до автоматизма отрабатывать верное движение руки. Представляете себе игру на пианино, где половину клавиш заменили мышеловками? Если да, то вы поймете мои ощущения.
Бальзам на душу — восхитительный двигатель: рядная «восьмерка» производит впечатление очень послушного и прекрасно сбалансированного агрегата. Идеально подобраны 19-дюймовые шины Dunlop из специальной гоночной резины шириной 5 дюймов спереди и 6 сзади.
Вот и получается, что на одной чаше весов настоящая гоночная часть машины, вой суперчарджера которой на 5500 мин-1 полностью тонет в иерихонском соло выхлопной трубы. А на другой — короткий рычаг коробки передач, до последней ступени которой нужно добираться такими путями, что Иван Сусанин позавидует.
А вообще, от управления Monza получаешь массу удовольствия. Конечно, динамика антикварного спорткара не та, что у нынешних болидов. Я разогнался до 180 км/ч, можно было бы, наверное, выжать и 200, но... зачем? Этот автомобиль — услада для души. Вполне достаточно того, что он служит своеобразным мостом, связывающим нас с далекой эпохой — теми временами, когда многие автомобильные фирмы, ставшие впоследствии великими, только начинали свой путь.