cпринт-тест №7 1995
альфа - для ромео и джульетты
Кажется, автомобильная индустрия не только очухалась после кризиса, но и начала с жиру беситься: чуть ли не каждый крупный производитель стремиться выборсить на рынок что нибудь "позадиристей", не просто современный автомобиль, а с изыском,что б при виде новой машины все удивленно ахали. Год назад Fiat наделал шума моделью Coupe; споры о ней не затихают по сей день, но при этом в Европе Fiat Coupe продается отменно. Затем добропорядочный Opel с помпой представил Европе почти игрушечное купе Tigra. Старина- Mersedes вот-вот засветит окончательный вариант родстера SLK. На BMW вовсю идут работы по доводке небольшой спортивной машинки. Месяц назад тот же Fiat начал продажи "ностальгического" спайдера Fiat barchetta. То есть не жалеют денег и сил, чтобы растормошить скучный мир "просто хороших автомобилей". И здесь, бесспорно, в первых рядах Alfa Romeo. Только что знаменитая иальянская фирма представила окончательные варианты двух спортивныйх автомобилей, которые и пойдут в продажу - GTV и Spider. Нам посчастливилось познакомиться с машинами поближе.
Не ездите по Италии на новых машинах!
Ездить по Италии просто. Хотя бы потому, что усаживаясь за руль, вовсе не обязательно перечеркивать нажитые годами московские привычки. Как и в Москве большинство итальянцев не пристегиваются ремнями. Если ты вдруг решил перескочить пешеходную "зебру", когда на нее уже ступил человек, то никто здесь не будет провожать тебя испепеляющими взглядами, как это было бы где-нибудь в Германии или Дании. Ну, а на автобане,-то валяй, жми на всю железку!
Конечно, здесь есть и правила, и дорожная полиция, и штрафы. Но законопослушанием итальянские водители не отличаются, а проще – кладут они и на полицию, и на правила. Словом чувствуешь себя как дома.
Но здесь есть два важных отличия. Во-первых, здесь гораздо больше классных водителей – не просто лихачей-пижонов, а людей, действительно владеющих спортивными навыками езды. А главное, - дажеза этой напористостью нет аггресивной злобы: ездят быстро, резко, самовлюбленно, но при этом умудряются все же не хамить, оставаться доброжелательными.
Ездить по Италии сложно. Это – если ты за рулем машины которую итальянцы еще не видели. Когда я «выезжал в свет» на только что появившихся Alfa Romeo и GTV Alfa Romeo Spider, мне с трудом удавалось сосредоточится на машине и на своих ощущениях.
В суетливой давке узких улочек Генуи едущий передо мной «фиатик» вдруг встал как вкопанный. Из него выпрыгнул мужик лет сорока и подбежал ко мне.
- О, синьор, это новая Альфа?
- да, это новая Альфа Ромео.
- А сколько вы за нее заплатили?
- Я? Я за нее ничего не платил, я журналист... Может быть, мы поедем? Кажется, у других водителей из-за нас проблемы.
- Да, синьор, сейчас поедем. Но какой здесь мотор?
На автобане были сценки пощекотливее.
Еду я на GTV в среднем ряду, на спидометре около двухсот. По левому ряду настигает меня черный Porsche 911. Водитель поравнялся со мной и сборисл газ. Вертит головой, изучает. Затем он чуть отстал, перестроился мне в хвост, а потом подъехал уже справа. Чуть добавит газ, чуть отпустит... И поглядывает на меня искоса – давай, дескать, в догонялки поиграем. Как назло, у меня было хорошее настроение, а под капотом GTV – 6-цилиндровый турбомотор. Я почувствовал, как к вискам прилила кровь – и наступил на газ. Понеслись. Быстро понял что у провокатора заряд покруче : конечно «оппозитник» в 3.6 литра... На прямиках он от меня уходит, а перед пологими поворотами все-таки сбрасывается – побаивается, видать, заднего привода. Тут-то я его и настигаю. (Забегая вперед, скажу – переднеприводный GTV с новейшей многорычажной задней подвеской – это, братцы, триумф управляемости!) Затем Porsche опять уходит в отрыв...
Дело закончилось тем, что промахнулся я мимо предложеного легендой поворота километров эдак на сто пятьдесят, и затем еще часа два плутал в поисках базы, едва не опоздав на ужин. Утешала лишь увереность, что забияка на Porsche тоже совершил внеплановую прогулочку.
Это был далеко не худший день в моей жизни, и я уже успел крепко соскучиться по этим автомобилям, а больше всего – по звуку моторов Alfa Romeo. Такую песню не забудешь.
Похоже, это самая лутшая Alfa
Машина покорила меня, когда я её впервые увидел «живьем» на дороге. До этого я её расматривал на автосалонах в Париже и Женеве, но особого восторга почему-то не испытывал.
И вот – стоит на площадочке перед гостиницей эта красная бестия.
Вопреки обыкновению, я не стал тут же открывать дверцы, изучать «нутро», а сел на какой-то камень и любовался. Да здравствует Италия, да здравствует Pininfarina.
Впрочем, те, кто помнит наш рассказ об испытаниях и фотографии спортивного автомобиля Fiat Coupe, без особого труда найдут стилистические сходства между этими машинами, особенно – если посмотреть на них «в профиль». Оно и немудрено, ведь дизайном Fiat Coupe и Alfa Romeo GTV и Spider занималась знаеменитая студия Pininfarina, и не исключено, что работы велись либо в соседних, либо в одной и той же мастерской.
Здесь просматривается и след технико-экономической политики концерна Fiat, являющегося, по сути дела, владельцем всей итальянской автоиндустустрии. С одной стороны, нужно достичь максимально возможной унификации важнейших агрегатов и узлов, чтобы сэкономить на разработке и производстве, а с другой – сохранить за каждой маркой свой имидж, свое лицо, а значит – своего покупателя.
О том, насколько важна приемственность стиля и имиджа для марки Alfa Romeo, мы вскоре поговорим отдельно (сейчас готовится к печати большой рассказ об истории Alfa Romeo), а на этих станицах мы публикуем лишь несколько фотографий последних тридцати лет. Слева - Alfa Romeo купе, а справа – двухместные Alfa Romeo с открывающимся верхом (спайдер).
Новое купе - Alfa Romeo GTV – имеет пссажирскую формулу 2+2, то есть два передних места здесь вполне полноценные, а два задних – крохотные. Туда, при особом энтузиазме и сноровке, конечно, можно втиснуться, но участи этих пассажиров не позавидуешь.
А вот Spider – автомобиль откровенно двухместный, причем за спинками сидений разместился отсек, куда складывается (вручную) «крыша».
С технической точки зрения два этих автомобиля практически одинаковы, очень схож и интерьер. Главные же отличия сводятся к комплектации различными моторами.
Закрытой модели GTV отведена роль более «боевой» машины, и помимо общего для обоих автомобилей новейшего 4-цилиндрового 2-литрового двигателя T.Spark 16V,на нее устанавливается еще 2-литровый 6-цилиндровый мотор с турбонаддувом мощностью 200 л.с. А на Spider в качестве второго мотора более спокойная, но более солидная V-образная «шестерка» мощностью чуть поменьше – 192 л.с.
Специально для этих машин разработана и многорычажная задняя подвеска.
Двигатель
Новый итальянский мотор 2.0 T.Spark 16V, несмотря на свои относительно скромные 1970 «кубиков» рабочего обьема, развивает мощность 150 л.с. при 6200 об/мин и крутящий момент – 186 Нм при 4000 об/мин.
Во-первых, как подабает современному четырехцилиндроваому мотору, систему газораспределения «обслуживает» два распредвала, причем толкатели здесь с гидрокомпенсаторами. В приводе распредвала, «ответсвенного» за работу впускных клапанов, есть система, изменяющая фазы открытия впускных клапанов (до 25 градусов) в зависимости от скорости вращения коленвала. Это – с целью увеличить крутящий момент в зоне низких оборотов.
Для улутшения экологических показателей часть отработавших газов вновь направляестя во впускной коллектор.
Самое любопытное, пожалуй, в том, что в каждом цилиндре работают две свечи. Одна, основная, - с 14- миллиметровой резьбой, вторая, вспомогательная, - с 10-миллиметровой резьбой. Высокое напряжение поступает с четырех катушек, которые находятся здесь же, в головке блока.
Чтобы уменьшить вибрации, вызываемые силами инерции второго порядка, по обе стороны от блока установлены два балансирных вала противовращения. С ними 4-цилиндровый мотор работает почти так же мягко, как и 6-цилиндровый.
Любопытно, что при всей этой «наворочености», необходимость технического обслуживания мотора свелась к минимуму. Те же свечи, например, нужно теперь менять только через 100 тысяч километров пробега!
Подвеска
Это – особый козырь новых Alfa Romeo. Причем козырь не только технический, но и «политический».
Мы уже упоминали здесь Fiat Coupe в качестве «ассоциативного аналога»; так вот, этот Fiat был построен на платворме массового автомобильчика Fiat Tipo. И хотя подвески и прочие важнейшие злементы были доработаны с учетом спортивного характера Coupe, на головы производителей посыпалось немало шишек: автомобильные журналисты не без оснований утверждали, что как ни дорабатывай простенькие подвески Tipo, заложенные в них технические решения, рассчитаные на массовое производство, не позволяет сделать настоящее спортивное купе, прежде всего – по ездовым качествам.
Итак, переднеприводные Alfa Romeo GTV и Spider обрели многорычажные задние подвески- честь, которой главным образом солидные заднеприводные машины. За поведением каждого заденго колеса здесь следят четыре рычага, и для пущей стабильности геометрических параметров (а значит – более стабильного поведениямашиныв самых разных условиях) рычаги подвески крепятся не к кузову, а к подрамнику из кованого алюминия, а уж подрамник в свою очередь – к кузову.
С одной стороны, в широком диапазоне нагрузок (как по величине, так и по направлению) такая конструкция обеспечивает наилутший контакт покрышки с дорогой. С другой – кинематика подвески расчитана так, что бы в нужный момент при скоростном прохождении поворотов слегка изменять углы установки задних колес, помогая водителю маневрировать с наименьшим риском потерять контроль над машиной.
Мне посчастливилось посмотреть, как на полигоне велись работы по доводке управляемости и устойчивости Alfa Romeo GTV. Похоже, когда после маневрирования в дьявольских режимах на увешаной исследовательской аппаратурой машине испытатели одобрительно покачивали головами, утверждая, что машина ведет себя превосходно, они были абсолютно искренни.
Поездки
Эх, мужики, какие итальяночки провожали меня взглядами, когда я с ревом проносился мимо них на открытом Alfa Romeo Spider... Ну как можно в такой нерабочей обстановке всерьез заниматься машиной, подмечать какие то нюансы? Впрочем, то, что на тебя все пялятся, а самого разбирает от гордости – это, пожалуй, одно из важнейших потребительских качеств новых Alfa Romeo! Но есть и кое-какие мелочи.
Сидения здесь весьма жесткие, с ярко выраженой и довольно «строгой» боковой поддержкой, как на подушке так и на спинке. Но, несмотря на жесткость, форма сидений очень удачна: сев в первый раз и отрегулировав сидение под себя (вручную, без электропривода), я ни разу в дальнейшем не испытал желания поерзать или изменить регулировки.
Стильный четырехспицевой руль с огромной кнопкой-«бибикалкой» и упрятаной под ней подушкой безопасности регулируется высоте и длине, хотя особой нужды в этом я не испытал.
На щитке перед глазами – браво! – всего два прибора: спидометр и тахометр. И оба имеют «провакационные» шкалы. То есть при «нулевой» скорости стрелка спидометра смотрит почти вертикально вниз, за то в положении «вверх» она указывает не на привычные для большинства машин 90-120 км/ч, а все 190 км/ч! Смотрящая вверх стрелка тахометра указыввет аж на 6000 об/мин, и дальше с 6500 об/мин начинается уже «красная зона». Все это изрядно подстегивает: давай, дескать, жми на газ, для Alfa Romeo это самые нормальные режимы.
А где указатели топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости? Они вместе с аналоговыми часами разместились на центральной консоли («бороде»), аккурат над круглыми ручками управления вентилятром, температурой подаваемого в салон воздуха и распределения воздушнвх потоков. Отличное место: приборы не мозолят глаза своей второстепенной информацией!
А вот при взгляде на дорогу глаза сразу «зацепились» за низкую верхнюю планку рамки лобового стекла. Это – из-за сильного наклона стекла. Потому, видать, солнцезащитные сделали совсем крохотными, шириной с детскую ладошку, иначе бы «экран» и вовсе перекрылся.
Запускаю мотор и... газую на месте, наслаждаясь звуком! Да, в таких машинах кажущийся громким мотор – отнюдь не недостаток, а результат тончайшей работы по настройке акустических характеристик сисетмы выхлопа.
Включаю первую, отпускаю жестковатую педаль сцепления и... Сразу стало ясно: эта машина будет навязывать мне свой, активный и острый стиль езды. Я с удовольствием «сдаюсь» и побыстее выбираюсь из тесных городских улочек сначала на автобан, а затем – в горы.
Реакции на поворот руля здесь несколько острее привычных, но не настолько, чтобы начинать бояться самого себя. Переключения передач безупречно четкие, однако, не с такими короткими ходами и не такие жесткие, как я встречал на других машинах спортивного толка.
Звук мотора пьянит и завораживает настолько, что даже без надобности хочется ехать на пониженых передачах, удерживая стрелку тахометра между четырмя и шестью тысячами, с резкими ускорениями и столь же резкими торможениями.
После первых поворотов я окончательно влюбился даже не столько в саму машину, сколько в процесс управления ею: все время хочется нажимать на педали, переключать передачи, резче обычного поворачивать руль. Прекрасна и реакция в повороте на сброс и добавление газа: вот она, многорычажная подвеска!
Смена автомобилей с различными типами кузова и различными моторами принесла ожидаемые перемены в ощущениях, но не такие, чтобы однозначно остановить свой выбор на каком то моторе. Есть свои прелести и в «турбоотстреле» двухлитровой «шестерки» с турбонагнетателем, и в тяговитости шестицилиндрового атмосферного мотора, но даже на этом «мощном» фоне двухлитровый T.Spark 16V очень понравился.
Да, это красивый автомобиль для красивой жизни, для красивых людей... Появится ли он у нас? Почти наверняка. Я, во всяком случае, этого бы искрене желал, несморя на все смонительные, сточки зрения утилитаронсти, его свойства: малый дорожный просвет, низкую плавность хода, небольшой багажник и т. д. Но ведь такой автомобиль – это, согласитесь, нечто большее, чем средство передвижения.
Точной информации о начале продаж этих ватомобилей в России и о ценах у нас пока нет. Вероятно первые Alfa Romeo GTV появятся в Москве уже летом, а за более подробной информацией рекомендуем обраиться к официальным дилерам Alfa Romeo.
М. Подорожанский
Справка АР. Дилерские фирмы в Москве, занимающиеся продажей и обслуживанием автомобилей Alfa Romeo: Ладасерсвисспорт, телефон (095) 350-18-06; Антарекс, телефон (095) 334-29-74; Кондор, телефон (095) 238-27-02.