Fatherrr, я делаю так: Сначала соскабливаю рыхлую и пластовую ржавчину (если есть такая). Далее беру преобразователь ржавчины на основе ортофосфорной кислоты (я пользуюсь "Цинкарем"), наношу его жесткой кистью и минут 5 постоянно растираю этой кистью. Потом жду минут 20, смываю чистой водой тряпкой или кистью и протираю насухо. На этом этапе как правило уже начинает появляться чистый металл (фрагментами). Далее беру дрель или болгарку с жесткой корщеткой. Зачищаю этот участок механически. Цель такой зачистки - ослабить рыхлую ржавчину в порах и раковинах, выскоблить ее оттуда. После этого снова вытравливание. С постоянным растиранием Цинкаря. Можно также взять грубую наждачку (80-100 единиц) и шкурить на мокрую прямо с цинкарем. Я это делаю голыми руками, если нет царапин, не щиплет
Обычно за 5 минут контакта с такой кислотой никаких опасных последствий нет. Потом вымываем водой и протираем. На этом этапе, как правило почти все уже вычищается до чистого металла. Самое сложное - углы и закутки, куда не лезет дрель с насадкой. Эти места я зачищаю тупым (условно), чтобы не порезаться, ножиком или старой тонкой ненужной отверткой (она сама примет нужную форму со временем))) Ну и еще у меня есть бормашинка с набором насадок и гибким валом. Она тоже идет в дело и здорово помогает. Ей можно вычищать раковины, которые вытравила коррозия. Слой металла в целом уменьшать, зачищая наждачной насадкой на болгарку ни в коем случае нельзя! Хотя это и гораздо быстрее. Задача именно вытравить ржавчину до чистого металла. После всех манипуляций вычищенная поверхность, ранее поврежденная ржавчиной будет напоминать лунный пейзаж. На микронном уровне конечно
Но если это сделать должным образом, то прочность детали практически не ухудшится. Но черных точек остаться в идеале не должно! В случае с моими крыльями я вытравил и вычистил ржавчину настолько, что местами появились дыры, а кое где металл (но именно металл!) истончился до предела. Именно поэтому я его облудил и напаял латунную сетку, одновременно запаяв на ее основе дырки. Вес каждого крыла при этом увеличился примерно на 1 кг. Прочность крыльев только возросла в этих местах. Ну а потом все грунтуем и покрываем полимером. Я использую ГФ-021 коричневого цвета (железный сурик) и антигравий Агат-авто черный или серый в 3-4 слоя с частичным подсушиванием. Иногда сверху наклеиваю 1,5 мм вибропласт (где нужно) И больше не вспоминаю места ремонта. Ну а изнутри хорошо помогает масло и мовиль (пороги, лонжероны и поперечины). Если порог внутри слегка поржавел но не еще хрустит и не имеет сквозных коррозионных повреждений - масло пропитает весь этот слой ржавчины и поднимется вверх по стенке порога как по капиллярам. И все надежно законсервируется при этом. А слой мовиля сверху масла слегка его загустит, поскольку содержит воск и парафины. Все вышесказанное подтверждено многими годами моей (и не только) практики.
А заменять металл следует тогда, когда уже все совсем запущено. Но это уже другая история и как правило касается всей запущенной машины (а не 1-2 деталей), делать которую имеет смысл, если это, например, раритет.
Да и еще: При вытравливании надо тщательно удалить все следы и остатки Цинкаря или иного средства. Желательно протереть растворителем. Грунтуем только ЧИСТЫЙ металл!