Пока разряжение во впускном канале небольшое (ХХ), пружинка легко выталкивает затычку из канала, и газы отсасываются по трубке за заслонку, в то время как по трубке перед заслонкой поступает обычный воздух, выравнивающий давление в движке с атмосферным.
Когда разряжение растёт (на нагрузке), эта затычка перекрывает канал, и все газы отсасываются по трубке перед заслонкой. Тут уже воздух в движок не поступает, но, видимо, и не надо.
Пруфы.
Эмпирический, или как я до этого сам дошёл: Заведите двигатель, снимите трубку от гофры на крышку ГБЦ, хорошенько заткните её и подождите несколько секунд. У вас начнёт пронзительно свистеть из под масляного щупа (кстати, отличный способ проверить не сосет ли где из под прокладки, потому как если сосет - там тоже будет свистеть, либо свистеть не будет вообще, если дыра большая). Попросите товарища поддать газку, и свист прекратится, как только клапан закроется.
Документальный, или как это можно было понять сразу, но ведь инструкции для слабаков...:
During engine operation, the oil vapours coming from the crankcase are collected in the cylinder head.
Some of the oil vapours condense and fall back into the crankcase; the remaining vapours are sent to the inlet via the pipes (1) and (2).
At idle speed, the oil vapours flow through pipe (1), and at higher loads through pipe (2).
Трубка один - это та, что на клапан. Трубка два - на гофру перед дросселем. Источник: eLearn 1080D crankcase vapour/gas recirculation system.
В 198лохматом в Совке ведь ещё было срать на экологию, однако уже в те годы трубку стали штатно заводить в карбюратор. Неспроста...