Типичный аларм написала журналистка Anjli Raval.
В Европе сильно изменился микс, 20 лет назад потребление дизеля к бензину было 1:2, сейчас — 3:1. Ожидается в 2020-м — 4:1. А из нефти можно получить определённый % дизеля и бензина, результирующий микс переработки так не развернёшь, как потребность.
В итоге в ЕС сформировался определённый недостаток мощностей по производству дизеля, и избыток — по производству бензина. ЕС выгодней импортировать готовый дизель, чем импортировать нефть, и вводить новые мощности — у переработчиков тут же встанет вопрос, кто купит новый избыток бензина из этой нефти, ведь его и так избыток. Это бьёт по рентабельности.
На 2010-й доля импортируемого дизеля в общем потреблении ЕС составляла около 11%, или 32 млн. тонн/год. Экспорт бензина из ЕС — 35 млн. тонн/год, или 37% от внутреннего потребления.
На 2014-й доля импортируемого дизеля — 13%, 36 млн. тонн/год. Доля дизеля из РФ в общем потреблении ЕС —
5...6%, 15...17 млн. тонн/год. Какое же это наводнить рынок...
Тут ещё интересный момент — как соотносится потребление и производство чистого дизеля в РФ и СНГ. Предположу, что экспорт убирает его избыток на внутреннем рынке, ведь ввод в эксплуатацию новых (импортных, кстати) установок при модернизации заводов значит, что чистого продукта стало больше, а вот вырос ли настолько внутренний спрос на него. Раньше российские нефтяники гнали на Запад промежуточные продукты, которые там использовались как сырьё. Новые и весьма дорогостоящие установки гидрокрекинга российским ВИНК-ам надо бы окупать экспортом недешёвого конечного продукта. Что они и делают.