Раймонд Бриггс. Текст: Брюс Картер.
***
Он был величайшим гонщиком в мире, но он не сможет победить. Никогда более. Теперь он заявлен на Гран-при Германии, гонку, в которой ему не стоило и участвовать. Некоторые его соперники были на двадцать лет моложе чем он. Новые немецкие Mercedes и Auto-Union были намного быстрее, чем его устаревшая Alfa Romeo. Но Тацио Нуволари был патриотом, преданным своему итальянскому автомобилю. Alfa Romeo приносила ему победы в прошлом. И должна послужить еще раз.
Никто не давал маленькому итальянцу и шанса. На длинной, продуваемой дороге, спускающейся вниз к сосновому- склону горы, он был далеко позади. Но все забыли одну вещь. Шел дождь. А Тацио Нуволари был известен своим умением пилотирования на опасных, залитых дождем, дорогах.
Азарт и таинственность выделяют НУВОЛАРИ и ALFA ROMEO. Яркая линия, и скорость движения настоящей картины Бриггса заставляют Вас чувствовать себя так, как будто вы действительно участвуете в гонке.
Тацио Нуволари был самым великим гонщиком в мире. Но он старел, и его автомобиль тоже. Его яркая красная Alfa Romeo выглядела высокой и старомодной на переднем ряду стартовой решетки, между двумя серебряными немецкими гоночными автомобилями.
За несколько лет до этого Тацио Нуволари всегда выигрывал гонки. Его называли «летучим Мантуанцем» – он был очень быстрым гонщиком и его дом был в Мантуе (Италия). Не только его жена и дети, но и все итальянцы гордились их великим чемпионом.
Теперь он был в Германии и участвовал в Гран-при Германии. Это была гонка, которую он никогда не выигрывал. Он со своей Alfa Romeo был нацелен только на победу в этой гонке.
Нуволари было 43 года. Некоторые из его немецких конкурентов были двадцатью годами моложе. Но Нуволари оставался таким же одаренным и умным, как когда он был молодым мотогонщиком.
Проблема Нуволари заключалась в его машине, а не в возрасте. Он был патриотом и любил итальянские автомобили. Он одержал свои величайшие победы на итальянских автомобилях. Но его Alfa Romeo была уже недостаточно быстра. Новые немецкие Mercedes и Auto-Union были быстрее, и их пилотировали молодые, талантливые гонщики, которые были настроены побить старого ветерана Тацио Нуволари.
Утром, 28-го июля 1935 года, в день Гран-при Германии, дождь обрушился на гоночное кольцо в Нюрбургринге, и национальные флаги гонщиков поникли под каплями дождя. А зрители на трибунах, а также находившееся далеко по сторонам широкой трассы, едва заметили серые облака и дождь. Поскольку они прибыли, чтобы наблюдать самую известную автомобильную гонку Германии, и подходило время старта.
«Кто из немецких асов победит сегодня?» – спрашивали они друг друга. Будет ли это первый гонщик Mercedes Руди Караччиола, упитанный, вдумчивый чемпион? В том году он уже выиграл Эйфельские гонки, Гран-при Триполи, Франции и Бельгии.
Много людей среди возбужденной толпы кричали имя другого немецкого пилота. «Браухич! Браухич! Браухич!» – скандировали они. Манфред фон Браухич, богатый аристократ с широко посаженными глазами, пооизводил серьезное впечатление. До этого он считался «опасным» гонщиком. Теперь он был более опытным и быстрым, чем раньше.
Тогда был Бернд Розмайер. Он был идолом молодёжи, смуглый, красивый, высокий гонщик. По мере того, как все больше и больше людей замечало его, появившегося на пит-лейне в белом шлеме и комбинезоне, шумное приветствие нарастало.
Никто не ставил на Нуволари против этих гонщиков.
Все пилоты подходили по влажной бетонной трассы к своим автомобилям, окруженные репортерами и операторами, а также механиками и менеджерами команд. Среди них был Тацио Нуволари, самый маленький из всех. Он носил светлый гоночный комбинезон и ботинки на шнурках и держал в руке козырек (визир) вместо гоночных очков, который был лучше в дождь.
У Нуволари было вытянутое, с острыми чертами, лицо цвета оливок его родины, темные карие глаза, которые ничего не пропускали, и темные волосы, зачесанные назад. Его выражение лица было серьезно, но когда кто-то «отпустил» шутку, на нем появилась широкая улыбка, которая показала его блестящие белые зубы. На его шее висел маленький амулет, без которого Нуволари никогда не участвовал в гонках..
Даже при легком дожде, у Нуволари были засучены рукава комбинезона, открывая сильные мускулы его загорелых, покрытых волосами рук. Фотограф находившийся впереди, присел и сделал снимок. Почти все журналисты были немецкими. Но итальянский репортер похлопал Нуволари по спине. «Buona fortuna! (Удачи!)» – пожелал ему он.
Тацио Нуволари нужна была не только удача. Ему также нужен был все его навыки и опыт, чтобы победить серебряные немецкие автомобили. Было около 11 часов, и толпы болельщиков затихли в ожидании. Рев двигателя оказался неожиданным, поскольку Maserati находилась в конце стартового поля, и синий дым от выхлопов мотора высоко поднимался во влажный воздух. Два механика запускали электрический стартер на заднемоторной Auto Union Розмайера. Все больше электрических стартеров давали жизнь моторам гонщиков по разные стороны от красной Alfa Romeo Нуволари. Уровень звука их нагнетателей достиг громкого шума, который отражался с трибун.
Нуволари забрался в кокпит своей Alfa Romeo, двигатель которой был достаточно малым чтобы его можно было запустить механику заводной ручкой.
Нуволари опустил козырек и дал полный газ двигателю. Он бросил быстрый взгляд на Караччиолу, находившемуся рядом с ним, и затем устроился в своей тесной кабине. Позади него была остальная часть пространства – ряд ревущих красных, серебряных и зеленых автомобилей, с нетерпением ожидающих начала гонки. Сквозь дождь и дым Нуволари сумел разглядеть только Auto Union Бернда Розмайера и Mercedes фон Браухича. Они были самыми опасными противниками для него в этой великой гонке. Но было еще много автомобилей как столь же быстрых как Alfa Romeo, так и более скоростных.
Тридцать секунд до старта! Перед Нуволари простиралась широкая бетонная трасса, опасно скользкая по дождю. На своей не очень мощной Alfa Romeo он должен был оказаться впереди этих новых немецких гоночных машин и жаждущих славы молодых гонщиков. «Это будет трудно», – думал он. – «Я должен буду быстрее проходить повороты». Он устроился глубоко на сиденье кабины, прикоснулся пальцами в перчатках к своему талисману удачи и мельком взглянул на приборы автомобиля.
Стартовые огни показывали желтый. Пятнадцать секунд. Десять. Пять. Внезапно свет переключился на зеленый.
Караччиола на своем Mercedes сорвался как пуля с переднего ряда, оставляя облако брызг позади себя. Нуволари также удался прекрасный старт, учитывая мощность его двигателя, получился даже небольшой занос на влажной дороге. Auto-Union скользил на пределе опасного порога. Эти немецкие автомобили имели мощность 400 л.с., и с ними нужно было обращаться очень осторожно.
На широкой прямой, прямо перед трибунами, красная Alfa Romeo была прямо позади серебряного Mercedes Караччиолы, который Нуволари мог видеть сквозь брызги, стекающие по его козырьку. Он держался следом за этой узкой обтекаемой машиной в правом повороте, на короткой узкой прямой и в остром Sudkerve («Южный поворот»), который выводил их к параллельной дороге, но в противоположном направлении.
Сверкающая дорога была идеально прямой. Именно здесь у Нуволари имелся шанс стать лидером. Он сильно нажал ногой на педаль газа до упора, переключил коробку передач на третью передачу и вновь ускорился. От шума его заряженного мотора закладывало уши. «Corri! (Давай же! Вперед!)», – призывал он свою Alfa Romeo. Но его собственный голос терялся в шуме, а Mercedes Караччиолы был слишком быстр для него. Образовалась дистанция в конце прямой, и в зеркале заднего обзора, установленного на Alfa Romeo с левой стороны, Нуволари с трудом мог различить больше серебряных немецких автомобилей у себя на хвосте.
Впереди предстояло четырнадцать миль (1 миля = 1609 м) изгибающейся горной дороги, прежде чем они вернутся к боксам и трибунам в конце первого круга. Нуволари знал каждый дюйм (1 дюйм = 2,54 см) скользкого бетона, каждого поворота и каждого уклона. Он знал все опасности, и был известен своим мастерством управлять машиной в дождь.
В сосновых горах он держался за более скоростным Mercedes’ом, тормозя позже в каждом повороте, и снова резко нажимая ногой на педаль газа. Mercedes был слишком быстр, и Караччиола выигрывал время на нем. На длинном, продуваемом ветром, спускающемся к горе участке Нуволари был на четверть мили позади, но он не мог догонять…
Впереди был знаменитый поворот Karussell. Это был поворот, вымощенный из бетона, который делал почти полный круг, что напоминало на движение вокруг обода блюдца. Это не было местом, в которое ему хотелось войти с заносом, учитывая что на хвосте почти дюжина стремительных гоночных автомобилей.
Зрители, разместившиеся среди густых сосен, наблюдали старого мастера автогонок, Тацио Нуволари, стремительно влетающего с жестким торможением в Karussell, и поворачивающего переднее колеса, в надежде попасть на нижний апекс. Он удерживал автомобиль в самом низу на протяжении всего круга, отыгрывая ярды (1 ярд = 91.44 см) у Mercedes Караччиолы.
Нуволари переключился на третью передачу , двигатель Альфа Ромео взвыл от напряжения, перешел на четвертую. Его болид казался размытым красным пятном на фоне окружающих трассу темных сосен. Всего в нескольких секундах позади него был другой Mercedes, еще чуть дальше Auto-Union Розмайера, горбатая машина-монстр с максимальной скоростью за 180 миль в час.
Спустя пятнадцать поворотов, лидирующие гоночные автомобили в Гран-при Германии находились на длинной прямой, ведущей обратно к трибунам. Караччиола опережал Нуволари на 12 секунд, и итальянский чемпион ничего не мог сделать чтобы сократить отставание. Alfa Romeo была просто недостаточно быстрой. Гоночные автомобили пронеслись мимо трибун. Зрители стоя приветствовали и подбадривали их. Группа молодых людей скандировала: «Роз-майер! Роз-майер! Роз-майер!».
Бернд Розмайер летел подобно ветру. Он прошел Sudkerve на своем «страшном» Auto-Union быстрее чем остальные, мастерски контролируя занос своего большого заднемоторного гоночного автомобиля. Без сомнения он догонял Нуволари.
Нуволари пилотировал как одержимый, изо всех сил пытаясь удержаться на втором месте. Через один из медленных поворотов высоко в сосновом лесу, группа зрителей слышала его «звонящий» голос, перекрывающий звук двигателя. «Corri! Corri! Corri!» Он взывал к своей любимой старой Alfa Romeo и ударял по боковой панели машины, как будто он был жокеем, подгоняющим лошадь.
Это бесполезно… Немецкие автомобили были слишком быстры. Сначала Mercedes, а затем Auto Union Розмайера промчались мимо после поворота, и Нуволари откатился на четвертую позицию. «Это неудачный день для него», – говорили зрители про Нуволари - «Но что он может сделать с этим старым автомобилем против наших замечательных новых?»
Снова раздались возгласы. «Роз-майер! Роз-майер! Караччи-ола! Караччи-ола! Брау-хич! Брау-хич!»
Манфред фон Браухич был не очень далеко. На короткой прямой Mercedes, триумфально ревя двигателем, прошел Тацио. Нуволари упорно держался за ним, активно работая своими мускулистыми руками, стараясь максимально следовать изгибам этого коварного трека поскольку он максимально выкручивал руль.
И вот снова Karussell. Никто не мог пройти этот поворот быстрее и бесстрашней Нуволари. Он с ревом приближался к этому крутому «блюдцу», наблюдая за торможением фон Браухича.
Когда Mercedes замедлился, Нуволари был все еще позади него. Он проскочил мимо серебряного автомобиля по внутренней части поворота, контролируя устойчивое положение Alfa Romeo и затем резко ударил по тормозам. Никто из зрителей не мог представить, как итальянский ас смог пройти этот поворот. «Он попадет в аварию!» – воскликнул один человек. Нуволари удерживал рулевое колесо своими сильными руками и Alfa Romeo скользила в заносе. Он не перевернулся. Он был настолько быстр, что он даже начал догонять Караччиолу.
Розмайер оказался позади из-за замены колеса. Теперь он снова в гонке и вернул утраченную позицию среди лидеров. Никогда прежде на Нюрбургринге не было столь яркого сражения. Каждый кто был на трибуне, вставал со своих мест, чтобы получить хороший обзор происходящих событий. Группа автомобилей мчалась по длинной прямой и среди брызг из-под колес был виден один красный автомобиль – машина Нуволари.
Нуволари вышел в лидеры Гран-при Германии! Болельщики говорили, что это было невозможно. Он прошел немецкого чемпиона Караччиолу. Розмайер также обогнал немецкого чемпиона, и, таким образом, положение стало следующим – Alfa Romeo, Auto-Union, Mercedes - и лишь несколько ярдов разделяло их.
Половина гонки пройдена. Топливные баки опустошены, шины изношены. На пит-лейне механики были готовы обслужить автомобили. Нуволари все еще опережал на несколько ярдов Розмайера. Маленький итальянец уходит вправо, включает вторую передачу и резко тормозит – пришла его очередь посетить пит-лейн. Он остановился в заносе перед механиками и выпрыгнул из кабины. Кто-то дал ему половину лимона, и он ходил взад-вперед и ел этот лимон, пока одни механики поднимали машину и меняли колеса, а другие заливали топливо и масло через воронку.
Немецкие автомобили также совершили остановку, их механики в белых комбинезонах суетились над серебряными машинами как муравьи. Это было другой гонкой – гонкой механиков, чтобы автомобили снова могли вернуться на трассу.
Немцы были быстрее чем итальянцы. Альфред Нойубауэр, упитанный немецкий менеджер команды Mercedes, руководил своими механиками настолько быстро, что фон Браухич стал лидером. Он снова вернулся за руль. Механик установил перед ним съемный руль, в то время как два других повторно запускали двигатель с электрического стартера. Спустя мгновенье, немец снова умчался в гонку. Затем Розмайер на Auto Union. Вдалеке быстро ехал Караччиола на ревущей серебряной «ракете».
Итальянские механики все еще возились с Alfa Romeo. В течение целой минуты машина Нуволари оставалась неподвижна на трассе, в то время как гонка продолжалась без него. Наконец, он забрался назад в узкую кабину, двигатель раскрутили. Проезжая мимо боксов Mercedes он видел как немецкие механики махали руками и добродушно смеялись. «Теперь он никак не сможет их догнать», – говорили они друг другу.
Нуволари вернулся на четвертом месте, с большим отставанием. Скоро фон Браухич лидировал с отрывом более минуты. На мгновение выглянуло солнце, улыбаясь удаче немецкого гонщика. «Брау-хич!» – распространялся торжествующий крик масс, расположившихся вокруг трассы. Ещё одна победа для Германии!
Но гонка еще не была окончена. Поскольку Нуволари ехал быстрее, чем когда-либо прежде, удача, наконец, перешла на его сторону. Двигатель Розмайера начал ужасно барахлить и он вынужден был остановиться в боксах. Нуволари промчался мимо. Следующий – Караччиола!
Старая Alfa Romeo Нуволари отлично держала дорогу, отдавая всю свою энергию, как будто поняла, что ее водитель сделает невозможное. Глаза Нуволари за козырьком безошибочно определяли направление по изгибающейся дороге и его темное лицо было сконцентрацировано. Ещё раз или два, пока сокращался отрыв от Mercedes, он снова взывал к своему автомобилю – «Corri! Corri!» и ударял по боковой панели кабины руками.
Караччиола был впереди на десять ярдов – серебряная пуля, несущаяся примерно 150 миль в час. В следующем повороте Нуволари поздно затормозил и еще чуть сократил разрыв. Миля за милей он приближался к Mercedes, в то время как толпа подгоняла немца. В боксах Mercedes вывесили сигнальную табличку «Быстрее».
Караччиола не мог ехать быстрее. Немец пилотировал на пределе. Казалось невозможным, что кто-либо мог быть ещё быстрее. Но благодаря скрытым резервам в небольшом, но сильном и выносливом теле, Тацио Нуволари - «Летучий Мантуанец» - обрел силу духа и мужество, в которых он нуждался в этот критический момент. Неожиданно красная Alfa Romeo оказалась бок о бок с серебряным Mercedes, колесо в колесо. Они миновали поворот. Нуволари вырвался на несколько футов вперед (1 фут = 30,48 см). Mercedes отступил, и итальянец, атакуя в повороте, устремился вперед.
Нуволари снова оказался вторым. Теперь – в погоню за вторым Mercedes, за фон Браухичем.
Оставалось три круга до окончания Гран-при Германии. Фон Браухич на своем Mercedes лидировал с отрывом больше минуты. Следующий круг Нуволари прошел настолько быстро, что сократил свое отставание наполовину, Нойбауер вновь показал табличку «Быстрее». Он начал нервно прогуливаться взад-вперед перед боксами Mercedes.
Шел последний круг Гран-при Германии. Нуволари великолепно сражался в одиночку – один старый красный автомобиль против целой группы современных серебряных машин. Зрители на трибунах видели, что фон Браухич лидирует в гонке. Нуволари все же еще был достаточно далеко позади. Конечно гонка была закончена и факт немецкой победы был несомненен.
Но дождь начался снова и никто в мире не был столь быстр, как Нуволари в дождевых условиях. Громкоговорители на трибунах передавали новости о том, как гонка проходила в горах. «Нуволари догоняет!». Нуволари гнался как одержимый. Перед собой он мог видеть облако брызг и в определенных местах серебряные очертания. Это был Mercedes фон Браухича. Оставалось десять миль до финиша гонки, десять миль чтобы догнать немца.
Из соснового леса они показались – один позади другого – в начале поворота Karussell. Неожиданно Нуволари увидел смещение Mercedes, как будто фон Браухич совершил ошибку и попал в аварию. Mercedes развернуло поперек трассы и он замедлился.
Нуволари неистовствовал в своей Alfa Romeo. Mercedes шел по внутренней части Karussell, и Nuvolari должен был зайти на внешнюю часть, чтобы пройти его. Он бросил взгляд на Mercedes, проезжая мимо. Взорвалась задняя шина. Фон Браухич, возможно, подошел слишком близко к внутренней части трассы и повредил покрышку о бордюры.
Нуволари вышел в лидеры. Старая Alfa Romeo шла к победе и оставалось проехать всего лишь несколько миль.
Громкоговорители передавали судьбоносные слова. «У фон Браухича взорвалась шина, Нуволари опередил его!» Зрители встали в тишине. Не было слышно ни одного звука или слова до тех пор, пока с дальней прямой послышался отдаленный шум гоночного двигателя, который нарастал с каждой секундой. Одинокая, на широкой, политой дождем трассе, появилась маленькая красная точка. Постепенно она превратилась форму старой Alfa Romeo, ревущей на большой скорости и выигрывающей Гран-при Германии.
Силуэт в кабине казался маленьким для такого гоночного автомобиля, как Alfa Romeo. Взмыл флаг, и Тацио Нуволари поднял одну руку приветствуя зрителей, от которых вдруг последовал взрыв аплодисментов. Это была его самая лучшая победа.
Спустя несколько минут, после других автомобилей, пересекших финишную черту, послышался другой звук вдоль прямой – медленно двигающийся фон Браухич на Mercedes, по-видимому с поврежденным ободом колеса. Снова послышались приветствия с трибун для побежденного немца. Mercedes остановился в своих боксах и Манфред фон Браухич выбрался из автомобиля. Нойбауэр стоял с широко разведенными руками. Фон Браухич бросился в них и слезы стекали вниз по его измазанным маслом щекам.. Он ведь почти победил…
Маленький Тацио Нуволари быстро прошел от Альфы до боксов сквозь дождь. Победный венок надет на шее итальянца. Он кладет руку на плечо фон Браухича.
«Ты отличный гонщик» – сказал он.
- Автомобиль
Одноместная Alfa Romeo P3 Type B – машина Гран-при, получившаяся в результате развития 1750-кубового автомобиля. Двигатель с двойным распредвалом был спроектирован Витторио Яно в 1929 году. У него было 8 цилиндров, объем составлял 2,9 литра. Чтобы увеличить мощность и улучшить управляемость, объем был увеличен до 3,8 литра и имел независимую переднюю подвеску.
- Гонщик
Став чемпионом в мотогонках, Тацио стал первым основным пилотом Alfa Romeo в 1930-ые годы, выступая в команде Энцо Феррари – Scuderia Ferrari. Он одержал множество побед, включая Гран-при Монако, Гран-при Италии и Бельгии, а также во множестве других гонок, таких как Милле Миллья и Турист Трофи. В 1934 с Alfa Romeo сражались не только Bugatti и Maserati, но также новые немецкие Mercedes и Auto Union. Вначале они не были непобедимы, но скоро стали слишком быстры для соперников и в 1937 году Нуволари понял, что с Alfa Romeo ему победы больше не светят. Он перешел в Auto Union и в их составе выиграл еще много гонок.
Тацио прославился своим куражом и нацеленностью на победы, аккуратностью, чувством времени и непередаваемым чувством баланса.