Российские энтузиасты автоспорта успели завезти на родную землю почти все разновидности автомобильных соревнований, и даже те, которые до недавнего времени считались у нас в стране экзотикой. Свои чемпионаты, трофи и кубки уже есть и у дрифтеров, и у триальщиков, и у стрит-рейсеров, и у джиперов. Однако "Авто.Лента" вспомнила про еще один, относительно новый вид спорта, который пока не успел укорениться на нашем асфальте, но имеет все шансы прижиться в России. Речь идет о новой разновидности автослалома – "джимхана" (Gymkhana).
Gymkhana уже успела заслужить популярность у автофанатов из Японии, Северной Америки, Австралии и Южной Африки, а в России об этом виде автоспорта заговорили лишь после того, как осенью прошлого года российские блогеры растащили с иностранных ресурсов ролик североамериканского раллиста и, по совместительству, одного из основателей компании по производству экипировки для скейт- и сноубордистов DC Shoes Кена Блока. В этом видео Кен Блок выполняет скоростную "джимхану" на "прокачанной" в ателье Crawford Performance 537-сильной "Импрезе" WRX STi. Для съемок ролика Блоку потребовалось четыре комплекта покрышек BFGoodrich G-Force 285/30R18.
Стоит отметить, что видео Кена Блока впечатлило не только российских зрителей – на YouTube ролик про "джимхану" посмотрели более пяти миллионов человек.
Так что же такое "джимхана"? Своим появлением этот вид спорта обязан... японцам, которые начали отрабатывать сложные фигуры автопилотажа на скоростных треках еще в девяностых годах прошлого века. Зато с 2007 года соревнования по "джимхане" входят в календарь Японской автомобильной федерации (JAF).
На официальных состязаниях в Японии гонщики соревнуются в одиночных заездах, которые длятся от 45 секунд до полутора минут. Трасса, как правило, состоит из набора упражнений, в который входят повороты на 180 и 360 градусов, "восьмерки", "змейки", а иногда и заезды в обозначенный стойками "гараж". На результат влияет не только время прохождения трассы, но и точность выполнения упражнений - пилот должен вести автомобиль в пределах размеченной на площадке трассы, которая называется стопроцентной зоной. В противном случае ему начисляют штрафные секунды. Кроме того, дополнительные баллы спортсмен получает за максимально близкий проезд от препятствия.
Естественно, такие соревнования требуют филигранной техники вождения, которая включает в себя и раллийные приемы, и глубокие скольжения, пришедшие из дрифта. Так что чемпионат Японии по Gymkhana вживую представляет собой не менее захватывающее зрелище, чем видеоролик Кена Блока:
Кстати, заниматься этим видом спорта можно не только за рулем автомобиля. В той же Японии регулярно проводятся чемпионаты по "мотоджимхане":
Рассказывая про Gymkhana, нельзя забывать, что этот вид спорта появился, конечно, не на пустом месте – у него было много предшественников. Например, в Советском Союзе и в России уже много десятилетий проводятся соревнования по автослалому и автомногоборью, в которые, как оказалось, входят практически все элементы из "джимханы". А в Северной Америке получил широкое распространение основанный на том же принципе автокросс (не путать с нашим автокроссом, который проходит по грунту или по снегу). В Великобритании, Ирландии и Шотландии немалой популярностью пользуются соревнования под названием "автотест", а в Австралии и Новой Зеландии – "моторхана".
Причина такого "видового" разнообразия кроется в том, что идея состязания, в котором основное значение имеют навыки вождения, а не техническое совершенство автомобиля, оказалась очень демократичной. К тому же, и для тренировок, и для соревнований по любому виду автослалома достаточно лишь ровной асфальтовой площадки и нескольких десятков конусов или стоек для разметки трассы, а отрабатываемые на них приемы вождения полезны не только профессиональным гонщикам, но и автолюбителям.
В результате, все эти виды спорта "а-ля джимхана" очень популярны и широко распространены. По крайней мере, за границей. И многие из них невероятно похожи друг на друга: например, в Великобритании соревнования по "автотесту" и "джимхане" сможет различить только специалист. Сравните – вот так выглядит показательное выступление чемпиона Великобритании по "автотесту" Пола Свифта:
А вот так - "областное первенство" по Gymkhana:
В России модная "джимхана" наверняка приживется. И не важно, что эти соревнования похожи на показушные выступления, которые так любили устраивать "гаишники" и местные власти в дни некоторых профессиональных праздников - Кен Блок нам ведь не автослалом показывал, а Gymkhana. К тому же, эффектные боковые скольжения и приемы, заимствованные из дрифта, делают соревнования по "джимхана" не только техничными, но и зрелищными. А это, пожалуй, важнейшее условие успешности любого современного вида спорта.
Бонус А закончим мы тем же, кем и начали – Кеном Блоком. Вернее, его вторым роликом про "джимхана", в котором показаны интересные моменты не попавшие в "главное" видео "Gymkhana Testing and Practice". Кстати, во время просмотра первого видеоролика я очень переживал за человека на Segway, вокруг которого на бешенной скорости вращалась "Субару" с Кеном Блоком за рулем. После просмотра второго ролика оказалось, что нервничал я не зря…
P.S. Буквально накануне публикации этого материала стало известно, что Кен Блок снял новое "джимхана"-видео. Его премьера состоится 1 июня, а пока можете посмотреть "тизер":
Не устаю удивляться пиар-способностям американской медиа-империи ) Настолько мощная структура, что за короткий срок весь мир (а не только профи и любители автоспорта ) узнал о Кен Блоке ) И мало того-постоянно держат в напряжении, выпуская подогревающие ролики и тп. Вот бы Лоебу Петрову или Небылицкому таких парней из масс-медиа ) Очередной рекламный ролик Кена:
Anechka писал(а): как бы вымутить с ним покататься?
А не укачает ?
Elemento asociale. ------------------ -Что в ней может нравиться? Тесная, как вазовская "9-ка". -Это ведь Aльфа, она просто нравится или не нравится. Оценивать ее со стороны потребительских качеств - бестолку.