Maserati MC Stradale в Пиренеях
GranTurismo MC Stradale - последняя в линейке дорожно-гоночных моделей Maserati. Настало время найти для нее соответствующую дорогу…
Приближается вечер, я нахожусь в окрестностях Модены, подстраиваю сиденье и зеркала, приноравливаюсь к рычагу переключения передач и навигации. Останавливаюсь заплатить сбор за проезд по автостраде. Выбираюсь из-под четырёхточечного ремня безопасности, забираю билет. Пристёгиваюсь обратно. Вдавливаю кнопку Sport, после чего перепускной клапан выхлопа остаётся открытым, а ручка КПП становится жёстче. Глубокий вдох. Педаль в пол.
Вжжжжррррр-клац-вжжжжжжрррр-клац-вжжжжжррр-клац-вжжжжжжжжррррр-клац…, а потом расслабиться на крейсерской скорости. Плавно погружаешься в состояние почти клинического покоя, в жужжание свободной, прямой магистрали, гипнотический ритм разделительных линий, гудящих под краями машины. Огненные полосы ксенона светят впереди, вибрационно-вращательные трели выхлопа V8 звучат сзади. Ты чувствуешь тот восхитительный момент, когда ожидание перерастает в удовольствие, когда впереди тебя ждёт долгое путешествие, у тебя быстрая машина и полный бак горючего.
Долгое? Мы едем в Барселону – за пределы Италии, через Францию и Пиренеи в Испанию. Быстрая? Это Maserati GranTurismo MC Stradale за £109 995, оснащённый рычащим 4,7-литровым V8 и ставший на 100 кг легче обычного GranTurismo S. Он поворачивает и останавливается быстрее благодаря более жёстким настройкам шасси, карбоновым тормозам и новому аэрокиту, совсем не похожему на те, что стоят на машинах GT4. MC означает Maserati Corse, это гоночное отделение компании. По сути, я выполняю задание по доставке машины в Барселону. Думаю, наши услуги дешевле, чем везти её на грузовике. Но нам так никто и не сказал, каким маршрутом ехать. Уэхей! Давайте выберем путь в тысячу миль, найдём самые отличные дороги, которые нам известны – а потом обнаружим ещё более лучшие, о которых мы ещё не знаем.
На пути в По единственным разумным вариантом будет устроить скоростной заезд по автостраде, и как выяснилось, Stradale умеет с этим справляться. Рулевое управление достаточно выверенное, чтобы не быть нервозным, а ход достаточно плавный, чтобы без усилий преодолевать поперечные неровности полотна. Направляясь по окружной к северу от Пьяченцы и к югу от Алессандрии, мы действительно становимся единым целым.
Наступает время немного загрузить шины и амортизаторы, так как автострада врезается в лигурийские холмы, после чего направляется вниз через извилистые туннели на побережье Генуэзского залива. И всё просто отлично – управление точное, движения кузова контролируемы, даже когда скоростной поворот сочетается с взъерошенным участком дороги. На большой скорости аэрокит вжимает машину в дорогу с вновь приобретённой решимостью. Туннели? Окна вниз, выхлоп обратно в бунтарский режим, три передачи вниз. Стены, наверное, до сих пор отражают ту акустическую гармонию, когда вы это читаете.
Выезжаем из Ниццы за час до рассвета, в полной готовности проехать через Грас и добраться до первой секции Дороги Наполеона с первыми лучами солнца. За пределами Граса нас встречает туман, но как только последняя группка деревенских домов остаётся позади, мы оказываемся в полушарии зеленовато-синего цвета с оттенками розового, и нашему взгляду открывается утреннее солнце и океан облаков за спиной.
Вид эпический, и машина ему соответствует. Между тем, как получать щедрые дозы её великолепия, ты спрашиваешь себя, как такая дорога оказалась здесь, и как получилось так, что ты один любуешься её величием. Что ж, Наполеону был нужен тайный путь от побережья к Греноблю, когда он возвращался из ссылки на Эльбе, так что он выбрал одинокую дорогу через горы, чтобы обогнуть Ронскую долину. В 1936-м французское правительство построило высококачественную дорогу Route Nationale по тому же маршруту, но сегодня они хотят, чтобы мы ездили по Autoroures, т.е. магистралям, так что её рассекретили. На старых картах она называется N85, но сейчас это D6085 и D4085. Хорошо: это сделает её менее подозрительной для карт и навигаторов. Начинается дорога серией наклонных участков, прерываемых шпильками на зигзагообразном пути к небу, а потом парит в высоте, как маршрут тематического парка, сквозь зубчатые гребни и перевалы, пока ты не становишься изрядно опьянённым от ритма всего этого.
Дорога полюбила эту машину, и чувство оказалось абсолютно взаимно. Длинные, широкие, струящиеся очертания кузова GranTurismo отбрасывают на асфальт большую тень, но изогнувшиеся передние крылья дают твоему зрению рамку, в которую ты целишься. Рулевое управление открывает окно к устойчивым, решительным поворотам. Очень скоро понимаешь, что хотя этот автомобиль и снабжён всеми полутрековыми аксессуарами – аэрокитом, воздуховодами, карбоновыми тормозами, цельными сиденьями, каркасом и спортивными ремнями безопасности – у него нет той повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, которая обычна для подобных версий. Когда дорога становится влажной, она всё равно находит сцепление, а на холодном асфальте шины также не начнут скользить при первой возможности.
Двигатель подстрекает тебя на что-нибудь интересное с каждой остающейся позади милей. Естественное всасывание и незамедлительные реакции дросселя делают из тебя мастера по малейшему увеличению или ослаблению силы, толкающей тебя в спину. Мощность также всегда соответствует растущим оборотам, поэтому всегда получаешь именно тот ответ, который ожидал. Это быстрый автомобиль – 301 км/ч и 4,6 секунды разгона до сотни – но не сенсационный. Давайте признаем: 450 л.с. в наши дни не являются чем-то необычным. Но если бы он был более мощным, у тебя было бы меньше шансом насладиться его магическим голосом, когда ты удерживаешь педаль газа полностью вжатой в пол.
Некоторые V8 обладают характером одержимого гонщика, некоторые ближе к мягко выстеленным люксовым крейсерами, некоторые – итальянские и прославленно драматические, некоторые отличаются неформальностью американцев. И есть ещё этот V8, который смешал качества всех остальных в коктейль, который должен быть расщеплён музыкальными различиями, но этого не происходит никогда. Поиграйте правой ногой, и вы сможете выводить самые разные голоса на передний план этого произведения. С нажатой кнопкой Auto выхлопные клапаны работают осмотрительно, ход тихий, а по улицам он передвигается, как самый образцовый горожанин. Но как только дело доходит до настоящей работы, и ты нажимаешь на кнопку Sport или Race, клапан открывается, и ты становишься способен получить всю магию высоких оборотов, в которой мажорные аккорды «Стратокастера» смешиваются с отдалённым гулом квалификационных кругов.
Если сравнивать с обычным GranTurismo S, MC Stradale обладает лишь 10 л.с. дополнительной мощности. Итоговая сумма равняется 450 л.с. при 1 700 об/мин и 510 Нм крутящего момента. При этом добавку обеспечили не обычным методом сжигания большего количества топлива, а уменьшением внутреннего трения, чтобы сжигать его меньше. Так что он стал ещё и экономичнее – ну, я расходовал почти 16л/100км во время тех 1 600 км лихачества, и если это и звучит плохо, опыт езды на подобных машинах говорит мне, что это не так.
И этот двигатель подсоединён к очень хорошей коробке передач. Она стоит сзади для лучшего распределения веса, но там она всегда и стояла. Новым стало то, что если действия первых подрулевых рычажков Maserati были колеблющимися и трусливыми, эта система может менять любую шестерёнку всего лишь за две третьих одной десятой секунды. Клац. Это на полном газу в режиме Race. Но при этом на небольшой скорости, она всё равно остаётся плавной. Режим Race также разрешает ESP допускать больше скольжения, но во время всего нашего путешествия он доказывал, что является изящно работающим и заслуживающим доверия. Поэтому в конце концов из Race я уже не выходил.
Покинув Дорогу Наполена в Кастеллане, мы оказались в Горж-дю-Вердон, пугающей расщелине глубиной 700 метров. Дорога, проходящая через ущелье, представляет собой совсем мало отличающееся от следа когтя динозавра, оставленного им в склоне скалы. Maserati слишком большой и слишком быстрый для узкой и всё ещё покрытой льдом дороги, обрамлённой непрощающей ошибки скалой справа и обрывами, за которым лежит путь к критической скорости, слева. Время сбавить обороты и насладиться пейзажем.
Есть только одно место на французском средиземноморском побережье, куда ты можешь приехать и оказаться наедине со своей машиной и своими мыслями. Это Камарг, та топкая, солёная, немного угрожающая долина у дельты Роны. Но я не особенно туда тороплюсь, потому что в последний раз тамошние комары сделали из меня обед, а дороги были скучно прямыми. Ошибкой же было то, что я поехал туда летом (комарьё), на прокатном супермини мощностью меньше 60 л.с. (дороги). Сегодня же я понял, что на Maserati, у которого мощности в восемь раз больше, любой незаметный изгиб превращается в нормальный поворот. «Смотрю, они гоночный трек для тебя построили», - говорит Джо, мой фотограф.
Но треки всегда более ровные, чем эти разбитые, гофрированные дороги. Многие предназначенные для трековых дней машины будут здесь страдать от одышки, рулевое управление затрясётся, а сцепление будет очень ненадёжным. Но только не этот Maserati, его удивительная податливость означает, что он будет комфортным, если поднажать посильнее, и комфортабельным, если у тебя другие планы.
Вчера я отказался от Альп, чтобы провести больше времени в Пиренеях. Спали мы в Перпиньяне, но задолго до рассвета мы уже ехали на юго-запад и поднимались всё выше в горы. Вскоре, в начале секции с двухполосным движением, мы оказались позади Alfa GTV6 80-х годов. Это была явно не изнеженная уходом классика. На ней довольно энергично ехал кто-то, кто явно знал дорогу - он не упустил ни одну возможность для обгона, а тормозил так редко, что когда ты видел впереди красный свет его стоп-сигналов, ты точно знал, что впереди серьёзный поворот, потом переходящий в ровную, чудную дугу. У него вполовину меньше цилиндров, да и шин тоже.
По идее я должен быстро обойти его мощным рывком, но знание местности здесь имеет значение, так как иначе мне бы пришлось пробираться в темноте на ощупь. И кроме того смотреть на него было одно удовольствие, и он свернул как раз, когда мы добрались до крутого, извилистого серпантина, где я уже мог воспользоваться первым солнечным светом, мощностью Maserati и уверенностью, внушённой мне управлением и сцеплением. И всё оказалось даже лучше, чем мы могли надеяться.
Зима ещё не кончилась, но снега не было давным-давно, так что все расположенные ниже лыжные курорты закрыты и пусты, а дорога, связывающая их, высохла под лазурным небом. Ещё немного вперёд, и мы пересекаем испанскую границу в Пуигсерде – на высоком, холмистом плато с видами в бесконечность и потрясающими поворотами с открытым обзором. Поэтому мы устремляемся в заезд с постоянными поворотами, подъёмами и спусками, переключениями вниз и торможением карбоном, в конце которого нас ждут пальмы и суета Барселоны. В городе Maserati встречают, как кинозвезду – сплошные удивлённые взгляды, большие пальцы и щёлканья камер в телефонах. Выглядит он потрясающе, как внутри, так и снаружи. Большинство трековых элементов отлично вписались в его экстравагантные очертания и роскошность стокового GranTurismo. И как же хорошо, что они обошлись без прикручивания назад пластины антикрыла.
Но именно здесь и лежит банановая корка, на которой он поскальзывается. GranTurismo – это большой автомобиль, и у него полноценные четыре места. Stradale же упорно заявляет о своей квазитрековой миссии тем, что задних сидений у него нет. Наша машина была даже оснащена опциональным каркасом безопасности и невыносимо неудобными 4-точечными ремнями. Но Stradale начали делать с неправильного места. Да, по ощущениям он легче 1 700 кг своего веса, но чтобы сделать легковесный спорт-кар, ты просто не должен брать за основу что-то настолько большое.
Об этом противоречии ты вспоминаешь каждый раз, когда хочешь что-то сделать. Поворачиваешься, чтобы развернуться, и видишь, что просторная задняя часть стала абсолютно бесполезной из-за каркаса. Это как убедить себя купить дом в дорогом районе, а потом завалить свободную комнату дешёвым хламом. Я полностью готов поспорить, что если эта 2-местная версия убедит петролхедов в своих достоинствах, Maserati без лишнего шума предложит опциональные задние сиденья. И это будет один из лучших спортивных 4-местных автомобилей в мире.
И я в этом уверен, потому что я до сих пор помню все подробности нашего пути, когда мы спускались с Пиренеев. Дорога называлась N152. У её начала стоял знак, предупреждающий о зигзагообразных участках на следующих 40 км. И мы встретили только две машины на всей это свободной от прямых дистанции. Это были не горные шпильки, а виражи самых разных радиусов на новой, ровной дороге, врезанной в склон над ещё одной гигантской равниной.
Я с беспечной уверенностью наклонял машину во всех тех бесчисленных поворотах. Щёлкал рычажками, получая в ответ ещё несколько сотен молниеносных переключений. И бесконечно прощаясь с идеально выверенными механизмами двигателя, когда он раскручивал себя до высоких оборотов, а его многочисленные голоса отражались от скал. Я нашёл свою любимую дорогу. Как я мог не любить машину, которая помогла мне это сделать?
http://www.topgearclub.ru/news/2714