Павел Карин, Фото Драйва и компании Mercedes-Benz
- Производство универсалов CLA Shooting Brake налажено на том же заводе в венгерском Кечкемете, где делают и другие модели А-семейства. Дизельных версий в России не будет, а заказы на бензиновые CLA 200, CLA 250 4Matic и CLA 45 AMG уже принимаются.
Название Shooting Brake в случае с универсалом на базе Мерседеса А-класса само по себе — отличная шутка. Стоит угуглиться в историю, а там — Англия, аристократы, охота на лис и изворотливость в типах грузопассажирских кузовов. Обычный универсал — и тот «estate car», «автомобиль для поместья». А «shooting brake» суть «охотничий экипаж» — это его престижный аналог, сделанный, как правило, на заказ. Например, на основе Роллс-Ройса. Со второй половины прошлого века Shooting Brake — это чаще помесь универсала с купе, этакая универсальная трёхдверка: Reliant Scimitar GTE, Volvo 1800ES и, скажем, BMW Z3 Coupe и Ferrari FF из современных.
- Хэтчбек, фастбек, универсал? По-мерседесовски — это всё же Shooting Brake. Причём слово «brake» тут вовсе не «тормоз», а английский вариант французского «break», по-нашему «бричка». На фото — CLA 250 4Matic Shooting Brake с AMG-пакетом и отделкой OrangeArt.
- На Art этот Orange, конечно, не тянет, но темно-серый облик увеселяет. Камера заднего вида — выдвижного типа: грязь ей не страшна.
И вот, в продолжении этого ряда — пятидверный Mercedes CLA Shooting Brake. Впрочем, у Мерседеса есть тому притянутое за уши объяснение. Ещё представляя универсал CLS Shooting Brake, немцы упирали на то, что его предтечей был трёхдверный Aston Martin DB5 Shooting Brake английской кузовной фирмы Harold Radford. А универсальный CLA — это, говорят, маленький CLS. И бог с ним, с количеством дверей — даже Rolls-Royce 20/25 Shooting Brake 1933 года формально был пятидверкой. Хорошо хоть, в отличие от грузопассажирского «си-эл-эса» мерседесовцы не называют хэтчбекоподобный универсал CLA — купе.
- Элементы «оранжереи» имеются и в интерьере — в остальном в точности повторяющем таковой у седана. Эргономика хороша, диапазоны регулировок руля и кресла огромны. Селектор семиступенчатого робота, как у взрослых Мерседесов, — на рулевой колонке.
- Удобнейшие передние кресла со встроенными подголовниками — часть AMG-пакета. Базовые сиденья свободнее и больше подойдут людям в теле. Сзади в ногах тесно, как в седане, но над головой места побольше. Девушка, несмотря на свой естественный OrangeArt, в комплектацию не входит.
Картошкой в грузовом отсеке CLA, понятное дело, не пахнет. Здесь добротная ворсистая обивка, крючочки с розеточками и карманы с сеточками. По сравнению с багажником седана объём «под шторку» вырос с 470 до 495 л, а при сложенном заднем сиденье тут 1354 л — почти на 200 л больше, чем у хэтчбека А-класса. Выигрыш задних пассажиров — в приподнятой на 40 мм крыше: теперь упираешься только в её скошенную боковину. В остальном этот универсал, считайте, седан — с теми же настройками шасси, силовых агрегатов и даже ценами с комплектациями.
- Багажное преимущество — в объёме отсека при сложенной спинке заднего дивана. Но загружать его через суженный со всех сторон проём не так удобно, как универсал, лишённый аристократических претензий. По центру спинки — лючок для лыж. Вместо запаски — ремкомплект Tirefit.
Из трёх пророссийских вариантов во Франкфурте я не поездил только на переднеприводном CLA 200 (1.6, 156 л.с.) за 1,73 млн рублей. А начал с 211-сильного универсала CLA 250 4Matic. Отличная динамика, мягкие переключения робота 7G-DCT, спокойная и надёжная даже в неспокойных режимах управляемость… Вокруг и около немецких автобанов придраться нельзя даже к плавности хода! Но стоит такой Shooting Brake уже от 2,05 млн рублей — всего на сто тысяч меньше, чем начальный кроссовер GLK с таким же мотором. Поэтому если рассматривать бэби-Бенц в отрыве от цены, то, конечно, интереснее полноприводная топ-версия CLA 45 AMG Shooting Brake.
- Если у седана CLA 45 AMG подвеска на выбор обычная или трековая (пакет Edition 1), то тут только первая. Начальная цена AMG-универсала — 2,89 млн рублей.
Это мой первый опыт с 360-сильной «турбочетвёркой» AMG 2.0. Глядя на её характеристики, я всегда представлял себе крепко сжатый кулак, мол, бах — и нокаут. Но поехал — не бой, разминка. Подвеска плотная, хотя и мягче, чем у «сорок пятого» хэтчбека, реакции на газ растянутые. В режиме Sport кулак сжимается: акселератор обостряется, переключения ускоряются, Shooting Brake впивается в траекторию. Но удара в том виде, как я себе его представлял, не выходит. Ускорения на выходе из поворотов хочется более яростного, а стрельбы из глушителя — более сочной. Однако универсалу специально снизили громкость — в расчёте на длительные поездки.
- Главное отличие интерьера модификации CLA 45 AMG — не красные штрихи-строчки, а селектор робота DCT, расположенный на тоннеле и по форме копирующий рычаг суперкара SLS AMG.
Удар я всё-таки получил — в режиме гоночного старта. Систему стабилизации в Sport, трансмиссию — в М, подрулевые лепестки на себя. Жму тормоз, жму газ. Ещё щелчок повышающим лепестком. Н-на подзатыльник! Пробую ещё раз. Но вдруг на панели приборов выскочило: «4Matic недоступен». Перегрелась многодисковая муфта в приводе задних колёс. Мерседесовцы, конечно, разыграли спектакль — мол, давай номер машины, небывалый случай, обязательно разберёмся. Но когда я по опыту с А 45 AMG рассказал им, что случай-то как раз не единичный, объяснили всё скользкой дорогой, на которой муфта из-за большей пробуксовки колёс нагружается гораздо сильнее, чем на сухой.
- Анатомические кресла Performance c регулируемой боковой поддержкой — опция. Базовые AMG-кресла как в AMG-пакетах обычных шутинг-брейков. На дисплее вопрос, мол, стартуем по-гоночному или нет? Утвердительный ответ даётся правым лепестком.
Значит ли это, что CLA 45 AMG Shooting Brake больше про фан, чем про чистую скорость? «Нет, это неверное направление мыслей», — одёрнул меня маркетолог Матиас Шмидт. На сухом-то асфальте, говорит, обстартуйся! Этому верю — видел летние Youtube-ролики с многократными стартами. Но конкуренты умеют так и зимой. К слову, ездовыми ориентирами «заряженного» универсала служили те же соперники, что и у хэтчбека (BMW M135i, Audi S/RS3…), но его экономическая целесообразность просчитывалась с оглядкой на модели классом выше: BMW 335i, Audi S4/S5. Прямых-то аналогов у «охотничьей» пятидверки пока нет. Но найдутся ли охотники на неё саму?
- Железо трансмиссии 4Matic для всех версий одинаково. У AMG-машины — свой софт и клапан многодисковой муфты, позволяющий ей переваривать до 1000 Н•м вместо стандартных 700. Выхлоп универсала тише по сравнению с хэтчбеком благодаря иному положению и длине труб в резонаторе глушителя. В остальном выпускные системы идентичны.
Тут мерседесовцы светятся от оптимизма — так тепло мир принял А-класс, B-класс, CLA, GLA… В прошлом году на этот квартет пришлось 463 152 проданных автомобиля, больше, чем когда-либо ранее. Покупатель марки помолодел. А Shooting Brake станет в «компактном» семействе пятым. В 2014 году в России продано ровно 2014 Мерседесов AMG, из них 245 машин А-семейства. За январь-февраль доля AMG-компактов выросла с 12 до 16% — до 57 из 336 автомобилей. Для сравнения — за первые два месяца нынешнего года у нас продано лишь 28 «эмок» BMW всех серий.
drive.ru