Модераторы: russiangirl, Лютег
Получив бесценный опыт в Риге в прошлом году, мы были здорово озадачены. Да, у нас была машина, которая доехала до финиша. Но главной среди вскрывшихся проблем было то, что машина у нас красивая, нежная, пушистая и увы – медленная. Пообщавшись с коллегами из других команд, был сделан главный вывод – в гонках эндуранс самые важные факторы – это параметры шасси и надежность. Если со вторым у нас дела были неплохи, то с управляемостью автомобиля было все довольно грустно. Это не удивительно, ведь мы фактически ехали на дорожном стоке, слегка улучшенном другими амортизаторами, пружинами и стабилизаторами. По сути, этакий тюнинг-комплект для активной гражданской езды.
Чаще всего нам задается вопрос – «что вы делали с мотором?» Нет, ребята, ничего мы с ним не делали. И многие не делают ничего или почти ничего. Фокус в том, что любые серьезные доработки мотора неумолимо снижают его ресурс и надежность. Ярким примером может служить гоночный Радикал, который на дистанциях в 555 и 1000 км далеко не всегда доезжает до финиша, и часто имеет проблемы как раз с высокофорсированным мотором. Один из эпизодов мы как раз и наблюдали в Риге-2013, когда такая машина полгонки боролась сама с собой, привозя ближайшим соперникам по 5 секунд с круга, но финишировать не смогла – сгорел мотор. Вывод – в гонках на длинные дистанции мало быть самым быстрым, нужно еще и проехать всю дистанцию до финиша. В этом главное стратегическое отличие гонок эндуранс от всевозможных серий в шоссейно-кольцевым гонках, где дистанция гонки около 20 кругов (мы ехали в Риге 154 круга).
Stage 2 тестировалась и корректировалась на гонке в Пярну в мае 2014.
Итак, первая проблема, решенная на Stage 2 – это подвеска. Задняя подвеска. На самом деле идея заменить убогую заднюю тележку от Фиата Типо на что-то более управляемое родилась у меня лет 7 назад, когда я стоял перед двумя поднятыми машинами: Фиатом Купе и Альфой GTV. Тогда мне показалось, что у них идентичные точки крепления. У GTV задняя подвеска на алюминиевом подрамнике, многорычажная, оригинальной конструкции, и обеспечивает этой машине феноменальную управляемость, в том числе за счет того, что функции ряда сайлентблоков выполняют ШСы прямо с завода. В общем, спустя 7 лет было решено примерить всю заднюю тележку от GTV в Альфу 155. Она стала так, как будто там всегда и была! Это, несомненно, был первый успех. Да, пришлось заново нарисовать и изготовить детали тормозной системы, разработать механизм регулировки развала колес (но мы его не успели изготовить в Stage 2). Регулировка схождения в подвеске от GTV предусмотрена заводом, чем мы сразу же и воспользовались
На трассе в Пярну задняя подвеска преподнесла очень приятный сюрприз. Машина перестала летать задом по всей трассе и начала красиво и четко заправляться в повороты. Но уже на свободных тренировках по ряду аэродинамических причин нам пришлось немного опустить перед машины относительно изначальной регулировки. Этим мы нарушили баланс машины, разгрузили зад, что тут же выразилось в нервных соскальзываниях задней оси на входе в поворот. Так как у нас было два комплекта пружин и кое-какие возможности по регулировкам, мы попытались опустить зад машины до возможного предела. Предел нашелся в колесных арках, которые уперлись собственно в шины. Пришлось отослать впечатлительного Егора в ближайший киоск, и усердно поработать тяжелым молотком. Жаль, что наша корреспондент и фотограф этот момент проспала в микроавтобусе ибо на шоу с доработкой машины молотком в паддоке сбежались посмотреть все наши соседи Stage 2 поехала снова уверенно.
Если вход в поворот у нас получился достойный (хотя на Stage 3 пошли в ход уже глубокие доработки подвески, которые призваны еще улучшить этот параметр), то с выходом из поворота все было не так радужно. Машина на выходе беспомощно шлифовала асфальт разгруженным сликом. Этот вопрос решают деньги. 1500 евро на хороший LSD-дифференциал, и Альфа из поворота будет выстреливать. Об этом мы знали, но этих денег, увы, не нашлось.
Кузов.
Главным девизом доработок Stage 2 стал «Это же вес!». Из машины было выброшено все, что не было выброшено ранее, и не пригодилось в Риге. Из стекловолокна были изготовлены задние и передние крылья.
Заднее и боковые стекла вырезаны из поликарбоната. Однако, забегая вперед, скажу, что нет пределов совершенству. На текущем Stage 3 нашлись резервы по дальнейшему снижению веса, правда, куда более трудоемкие.
Также был переделан капот, на котором появился крупный вырез-дефлектор по центру. В риге 2013 капот сильно надувало потоком воздуха, и лучшего способа отвести воздух из-под капота не нашлось. Заодно это должно было улучшить продувку радиатора охлаждения. Однако этого оказалось недостаточно. Ситуация с температурой хоть и улучшилась, но оставалась далека от оптимальной.
В Пярну мы ехали с новым бампером из стекловолокна, на который пришлось прямо в паддоке изготовить сплиттер из куска оргстекла, купленного в ближайшем хозяйственном магазине. Материал не самый лучший, но выбирать не приходилось. Это еще немного поправило ситуацию с охлаждением, но стало понятно, что вопрос придется решать кардинально.
Дефлектор на капоте добавил еще одну головную боль. Так как система у нас была без обратки, не проточная, а дефлектор четко прикрыл зону форсунок от потока воздуха, после ряда быстрых кругов машина начинала терять мощность. Предположительная причина по совокупности признаков – перегрев топлива с образованием паровых пробок.
Бензобак.
Установка задней подвески от GTV лишила места проживания родной бензобак. По регламенту можно использовать либо стоковый бак в том месте, где он установлен у серийной машины, либо омологированый гоночный. Это удовольствие не из дешевых, кроме того, возникли проблемы с логистикой. В итоге бак и его обвязка устанавливались в последний момент. Несмотря на суматоху, система подачи топлива получилась надежной и проявила себя хорошо. Мы получили бак на 80 литров (против стоковых 45, а это значит меньше заездов на дозаправку), противоотливный (а в Риге отливы топлива в поворотах очень напрягали), с двумя насосами, и регулируемым регулятором давления, который от недостатка средств был просто взят от древней Альфы 145 с мотором Boxer. Бак был установлен максимально низко в самой задней части автомобиля, что позволило снизить центр тяжести и дозагрузить заднюю ось.
В Пярну мы финишировали, и даже умудрились попасть на подиум. Машина начала показывать гоночный характер, однако для уверенной борьбы обозначилась необходимость дальнейших доработок машины:
- замена радиатора охлаждения на более производительный и организация максимально возможной продувки
- замена радиатора охлаждения масла двигателя на более производительный
- доработки задней подвески с полным возможным по регламенту ее занижением, установка регулировок
- переделка топливной системы в проточную
- дальнейшее снижение веса
- Дифференциал, черт побери!
После Пярну начался Stage 3, и эту стадию мы сейчас завершаем. Что у нас получилось – покажет Рига 22-23 августа сего года. Рассказ о третьем этапе эволюции is coming…
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей