Прохожий_на_автобусе писал(а):на самом деле если есть возможность тормозить тормозами-тормозят ими. если нет-помогают реверсом. ровно потому, что реверс сильно говеный режим работы для двигателей-выхлоп значительной частью идет во вхлоп, а режим при этом близок к максимальному. двигатель стоит гораздо дороже колодок. поэтому если есть возможность тормозить только тормозами-тормозят ими.
Все полеты ВС осуществляются согласно РЛЭ, ни в одном РЛЭ нет таких записей "если есть возможность тормозить тормозами-тормозят ими. если нет-помогают реверсом"
Вот например выдержка из РЛЭ Ту-154М:
Включение реверса (МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС) производить:
- в момент касания, если самолет движется вдоль оси ВПП;
- на пробеге, после устранения угла упреждения, вывода самолета на траекторию движения, параллельную оси ВПП и опускания самолета на переднюю опору, если самолет приземлился под углом к оси ВПП.
-В случае отделения самолета от оси ВПП после касания зафиксировать колонку штурвала в посадочном положении, включить реверс тяги (если он не был включен ранее) и, не допуская опускания носа, произвести повторное приземление самолета на основные колеса.
-После приземления устранить угол упреждения отклонением педалей. В момент касания автоматически выпускаются внутренние и средние интерцепторы. Плавно опустить самолет на передние колеса с последующим отклонением колонки штурвала вперед до упора. (2/П удерживает колонку штурвала в этом положении до конца пробега). Плавно вывести самолет на линию параллейную оси ВПП.
- Приступить к торможению на скорости не более максимальной (240 км/ч). Торможение производить плавным обжатием тормозных педалей.
-на пробеге направление выдерживать плавным отклонением руля направления своевременно парирую тенденцию самолета к отклонению от оси ВПП.
- Убедившись, что приземление прошло без перелета, состояние ВПП и тормозов обеспечивает эффективное торможение и достаточный запас ВПП для остановки самолета, на скорости не менее 120 км/ч выключить реверс.
При необходимости : посадка на скользкую ВПП, отказа тормозов, малая длинна ВПП и т.д) разрешается использовать максимальную тягу реверса вплоть до полной остановки.
Выдержка из РЛЭ ИЛ96-300:
4.7. ПОСАДКА
4.7.1. Техника посадки
(1)—————————
З а р е з е р в и р о в а н о
(2) ——————————
(3) Выравнивание самолета начинайте на высоте 12 - 8 м, в процессе ПП
выравнивания дайте команду: "Малый газ"
(4) По команде пилотирующего пилота установите РУД в положение Б/И
"МАЛЫЙ ГАЗ"
(5) При выполнении посадки по категории П1А контролируйте автоматичес- ПП
кое выравнивание и приземление самолета. После приземления самолета
отключите автопилот кнопкой на штурвале.
(6) После приземления самолета плавно опустите переднюю опору шасси. ПП
В процессе опускания передней опоры дайте команду: «Интерцепторы, реверс».
После опускания передней опоры шасси через 2*3 с включите управление
поворотом колес передней опоры от педалей.
При преждевременном включении управления поворотом колес передней
опоры шасси возможно возникновение тряски. Для прекращения тряски
кратковременно разгрузите переднюю опору рулем высоты.
Допускаются посадки без применения реверса тяги на сухую, влажную и мокрую
В1111 (при цсц >0,45), если располагаемая длина ВПП для посадки превышает
потребную посадочную дистанцию, определяемую по номограммам раздела 7,
не менее, чем в 1,15 раза. При угрозе выкатывания используйте
максимальную обратную тягу.
P/S. Все зависит от конкретного типа ВС, коэффициента сцепления ВПП, длинны ВПП.