Решил привести скопившуюся у меня информацию об Alfa Romeo 164 Q4. Может кому понадобиться или будет просто интересно.
Наибольший интерес ИМХО представляет, конечно, система полного привода, о которой иной раз встречаются противоречивые сообщения. После безуспешных попыток найти хоть какие-нибудь русскоязычные описания пришлось долго возиться переводить USO E MANUTENZIONE 164 Q4 и разбираться с этой системой самому . Теперь хоть немного понятно, что там и как устроено, и куда лезть в случае чего.
Общие сведения:
Принцип активной трансмиссии вырос из дифференциала повышенного трения (вязкостная муфта) или мех. самоблокирующегося дифференциала Torsen, изменяющих распределение крутящего момента. Благодаря внедрению различных механических устройств управляемых электроникой стало возможным изменять устойчивость и управляемость автомобиля путем управления распределением крутящего момента между передним и задним мостами. Использование таких устройств в полноприводном автомобиле позволяет заменить обычный межосевой дифференциал с вязкостной муфтой или дифференциал Torsen, позволяя осуществлять полный и точный контроль над распределением момента между передним и задним мостами. На Alfa Romeo 164 Q4 в качестве такого устройства используется многодисковая сервоуправляемая муфта.
Общая схема трансмиссии Alfa Romeo 164 Q4:
Привод Alfa Romeo 164 Q4 постоянный полный с управляемым распределением крутящего момента между передней и задней осью и самоблокирующимся дифференциалом Torsen в заднем мосту.
В трансмиссии Alfa Romeo 164 Q4 управление распределением момента достигается с помощью «мокрой» многодисковой сервоуправляемой муфты (9) - VISCOMATIC®, работающей согласно командам электронного контрольного модуля, собирающего информацию от разнообразных датчиков. Распределение крутящего момента варьируется в зависимости от развиваемого дисками муфты тормозящего момента; управление осуществляется гидравликой, с помощью которой меняется степень проскальзывания дисков муфты, уменьшая или увеличивая величину передаваемого момента на ту или другую ось.
Схема трансмиссии:
1. Передняя коническая зубчатая передача (отбор мощности к задним колесам).
2. Двигатель
3. 6-ти скоростная коробка передач со встроенным свободным передним дифференциалом
4. Передняя левая полуось
5. Промежуточный карданный вал между задним мостом и конической зубчатой передачей (1)
6. Карданная передача
7. Эластичные опоры карданного вала
8. Муфта сцепления системы VISCOMATIC®
9. Система VISCOMATIC®
10. Задняя левая полуось
11. Самоблокирующийся задний дифференциал (Torsen)
12. Задняя правая полуось
VISCOMATIC® это система предназначена для плавного и непрерывного изменения значения крутящего момента, передаваемого на заднюю ось от 0 до 100 процентов, в зависимости от сигналов идущих от разнообразных датчиков двигателя, рулевого управления, колес и т. д. Механическая часть системы VISCOMATIC® состоит из планетарной передачи и подключенной к ней сервоуправляемой многодисковой вязкостной муфты. Система непрерывно перераспределяет тягу на передней и задней оси и гарантирует при любых условиях движения наиболее подходящее распределение крутящего момента по колесам.
VISCOMATIC® соответствует самым высоким требованиям, предъявляемым к системам полного привода скоростных автомобилей и гарантирует:
- оптимальное сцепление с дорогой и оптимальное распределение тяги при любых условиях;
- максимальную стабильность во время торможения;
- максимальную активную безопасность;
- совместимость с системой ABS;
- отсутствие нежелательных деформаций элементов трансмиссии и паразитных крутящих моментов даже в крутых поворотах *;
- полностью автоматическое управление;
- оптимальный результат.
* - Паразитные крутящие моменты и деформации элементов трансмиссии возникают у многих систем постоянного полного привода с автоблокировкой межосевого дифференциала в поворотах с небольшим радиусом. Их влияние отрицательно сказывается на поведении автомобиля в повороте, ухудшает комфорт и информативность рулевого управления.
Система VISCOMATIC®:
1. Электронный блок управления системой VISCOMATIC®
2. Сигналы от электронного блока управления системой впрыска Motronic M 3.7
3. Сигналы от электронного блока управления системы ABS
4. Сигнал о положении гидравлического поршня
5. Сигнал управления клапанами гидравлического блока
6. Управляющее давление, приложенное к гидравлическому поршню
7. Гидравлический блок, содержащий управляемые электрогидравлические клапаны, аккумулятор датчик давления рабочей жидкости-масла, а также масляный фильтр.
8. Приложенное к гидравлическому блоку давление рабочей жидкости, создаваемое насосом гидроусилителя руля
9. Самоблокирующийся задний дифференциал (Torsen)
10. Фланец для крепления левой задней полуоси
11. Планетарная кинематическая передача (содержит центральное полое зубчатое колесо, внешнее зубчатое колесо с внутренним зацеплением и три зубчатых колеса-сателлита свободно вращающихся вокруг своих осей)
12. Пакет дисков сервоуправляемой вязкостной муфты
13. Гидравлический поршень, изменяющий положение дисков вязкостной муфты
14. Разъединяющая муфта
15. Фланец для карданного вала.
Механическая часть системы VISCOMATIC® состоит из комбинации планетарной передачи и многодисковой вязкостной муфты, у которой одна часть дисков соединена с корпусом блока VISCOMATIC®, а другая часть соединяется с центральной полой шестерней планетарной передачи и может вращаться вместе с ней. Регулирование распределения крутящего момента производится за счет варьирования тормозящего момента, создаваемого дисками вязкостной муфты, при перемещении гидравлического поршня в камере VISCOMATIC® и изменении расстояния между дисками. Поршень активизируется от гидравлического блока с аккумулятором. Давление в гидравлическом блоке создает насос гидроусилителя руля. Каждый раз, когда поршень движется в камере VISCOMATIC®, происходит сжатие воздуха и силиконовой жидкости, изменяется объем заполнения, что и приводит к перераспределению момента.
Регулирование распределения момента в системе VISCOMATIC® в первую очередь зависит от контролируемого соотношения между угловыми скоростями вращения передней и задней оси. Эту фундаментальную информацию предоставляет электронный блок системы ABS, который передает сигналы от датчиков числа оборотов всех четырех колес. Таким образом, распределение момента, а следовательно и поведение машины в повороте, косвенно зависит от соотношения мгновенных угловых скоростей передней и задней оси. На распределение крутящего момента влияет также скорость машины, развиваемая двигателем мощность и угол поворота руля. Используя управление потоком рабочей жидкости с помощью регулируемого гидравлического клапана, изменяется также скорость, с которой поршень перемещается в новое положение для перераспределения момента. Так во время экстренного торможения поршень перемещается на предельной скорости в позицию, при которой на заднюю ось передается минимальный крутящий момент, позволяя беспрепятственно работать системе ABS.
Схема управления:
1.Выходной вал коробки передач
2. Коническая зубчатая передача (прямая передача мощности на заднюю ось)
3. Датчик, регистрирующий включение задней передачи
4. Аккумулятор для гидравлического блока
5. Датчик давления рабочей жидкости
6. Клапан аккумулятора
7. Датчик уровня рабочей жидкости
8. Задний самоблокирующийся дифференциал (Torsen)
9. Выключатель стоп-сигнала
10. Планетарная передача
11. Пакет дисков сервоуправляемой вязкостной муфты
12. Гидравлический поршень
13. Датчик положения гидравлического поршня
14. Гидравлический клапан регулирования потока рабочей жидкости
15. Электронный блок управления системой VISCOMATIC®
16. Датчики числа оборотов системы ABS, регистрирующие мгновенную скорость каждого колеса
17. Электронный блок управления системы ABS
18. Электронный блок управления системы впрыска топлива Motronic M 3.7.
19. Сигнал от датчика числа оборотов двигателя
20. Сигнал от датчика положения дроссельной заслонки
21. Диагностический разъем
22. Контрольная лампа неисправности в системе полного привода
23. Датчик углового положения рулевого колеса
24. Передний дифференциал
25. Внешнее зубчатое колесо с внутренним зацеплением
26. Зубчатые колеса-сателлиты (могут вращаться вокруг собственных осей)
27. Центральное полое зубчатое колесо
Воот.
ЗЫ: Чего под днищем у 164 Q4 можно посмотреть здесь: http://photofile.ru/default/do.php?aid=505292&np=y&top=1#sm