автору респект, очень понравилось.
Забытые имена. Глава 78. Cisitalia
Про Чизиталию не было у меня в планах писать вообще, но поступило несколько заявок, так что я решился.
Пеьеро Дузио, основатель фирмы, родился в 1899м году, он был когда-то футболистом и выступал за команду Ювентус. После завершения футбольной карьеры он основал фирму, которая стала заниматься производством спортивной одежды и велосипедов. В 1929м году он увлёкся гонками и ежегодно участвовал на Миле Мильа (Mille Miglia). В 1936м году он занимает 6е место в Гран При Италии, затем в 1937м году занимает первое место в своём классе (500 кубовых машин), а в 1939м году создаёт команду Scuderia Torino. В планах было построить спортивный автомобиль, но началась война и Дузио стал поставлять военную униформу итальянскому правительству, в 1944м году когда он понял, что скоро конец войне он основывает фирму Cisitalia (Consorzio Industriale Sportiva Italia), планируя выпускать спортивные автомобили.
Он нанимает Данте Джакоза, который был в то время инженером Фиата, руководство Фиата позволяет ему работать у Дузио после основной работы. В 1946м году появляется одноместный гоночный автомобиль, который построен на пространственной трубчатой раме (рамы были позаимствованы у велосипедов, которые производила фирма Дузио), такая конструкция рам была использована в автомобилестроении впервые, хотя была типичной в самолётостроении. Мотор был взят от Фиат 508С, его объём был 1.1л а мощность 60 сил. Кузов автомобиля был изготовлен из алюминия фирмой Мотто, а вся машина весила 350кг, что позволяло ей разгоняться до 170км/ч. Проектировал кузов фиатовский авиационный инженер — Джованни Савонуцци. Первоначально автомобиль имел индекс 201, но его переименовали в D46 в честь года выхода в свет.

Cisitalia D46
В марте 1947 года Д46 впервые участвовал в гонках, было это в Египте на кубок Фаруха. Но уже в сентябре 1946 года было выставлено 7 автомобилей на кубок Брецци. За рулём одноместных автомобилей сидели такие гранды гонок как Клементе Биондетти, Луис Широн, Франко Кортезе, Тацио Нуволари, Раймонд Соммер и Пьеро Таруффи (руководитель гоночной команды Феррари) и сам Пьеро Дузио. Первые 3 места в ней заняли Дузио, Кортезе и Широн. Кстати с известнейшим гонщиком Тацио Нуволари случился конфуз — во время гонок руль оказался у него в руках (видимо плохо был закреплён), так что ему пришлось сойти с трассы.

Нуволари за рулём Cisitalia D46
В июне 1946 года был сделан проект 2х местной спортивной машины, которая строилась бы на шасси Д46. Однако Джакоза уходит из проекта, а его место занимает Джованни Савонуцци. Вскоре уже осенью были готовы ходовые шасси, вскоре Рокко Мотто установил на них кузов, который получил название Corsa. Однако босс остался недоволен дизайном, Савонуцци взялся за карандаш и накидал набросок, который и предложил доработать кузовщикам.
Первым идею Савонуцци воплотил в жизнь дизайнер фирмы Stabilimenti Farina — Альфредо Виньяле.

Cisitalia 202 Berlinetta Aerodinamica Vignale
Автомобиль настолько понравился Дузио, что тот даже переплатил за проект, и более того помог основать Альфредо Виньяле собственную дизайнерскую фирму — Vignale. Что касаемо дизайна, то вскоре американские дизайнеры Дженерал Моторс заимствуют авиационную идею с плавниками, а фирма Бьюк в 1949м года станет использовать круглые прорези в капоте на своих машинах.
Однако наиболее известна работа Батисты Фарины, его Cisitalia 202 GT была даже выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке, как один из ярких примеров дизайна. Надо сказать, что Чизиталии были одними из первых европейских машин с понтонным кузовом.

Cisitalia 202GT Farina

Cisitalia 202B Vignale
Технически машина была той же 1.1л мотор фиата был доведён до 65 л/с, что позволяло 750кг машине разгоняться до 165км/ч. Первой победой (если 2е место можно так назвать), стала гонка в Mille Miglia, где малолитражная машина пришла к финишу через 16 минут после довоенной гоночной Альфа Ромео с мотором 2.9л. Нуволари не смог победить только из-за того, что во время дождя у машины возникли проблемы с электричеством, видимо залило водой.

Cisitalia 202SMM Spyder Nuvolari

Cisitalia 202 SC Spyder Castagna
Вскоре 202 стали серийно выпускаться, каждая машина со своим заказным кузовом, работ не только Виньяле и Фарина, но и Фруа и Кастанья (я писал про это ателье как-то). Автомобили были очень дорогими, так в США машина стоила в 2 раза дороже Кадиллака, но тем не менее в США удалось продать около 2х десятков автомобилей, в том числе 2 машины купил Генри Форд Младший. Вообще кстати нету ни одной точной цифры касаемо выпущенных автомобилей, в интернете полно цифр 150, 170, 220 и есть даже цифра в 485 выпущенных автомобилей.
Успехи в гонках привели к тому, что Дузио решил построить гипер-кар, а кто может построить лучший гипер-кар, если не Фердинд Порше создатель довоенных гоночных Ауто-Юнион. Но дело в том, что Фердинанд Порше сидел во французской тюрьме, за пособничество нацистам, сидел в тюрьме и Ферри Порше, но его выпустили на свободу еще в 1946м году.
Дузио выплачивает 1 000 000 франков за освобождение пожилого Фердинанда Порше, его выпускают на свободу 1 августа 1947 года. За это Ферри Порше должен был сконструировать автомобиль класса Формула 1 — полноприводного 1.5л V12 компрессорного болида. Помимо прочего к проекту присоединяется Рудольф Хрушка, который был правой рукой Фердинанда Порше в создании КдФ, он же ВВ Жук и военной техники, Шмидт — который отвечал за трансмиссию и Карл Рабе, который отвечал за проект в целом.
Когда Фердинанд Порше старший увидел готовый проект, то сказал, что ему добавить нечего, машина идеальна. Автомобиль имел подключаемый передний привод колёс, таким образом машина становилась полноприводной, независимую подвеску всех колёс, 1.5л 12ти цилиндровый мотор с компрессорами развивал по расчётам 450 сил, правда в реальности он развивал всего 385 кобыл.

Cisitalia 360 Porsche
Однако Дузио переоценил своим возможности и расходы на создание супер-болида привели к банкротству фирмы. В конце февраля 1949 года фирма была реорганизована в акционерное общество Società d'Esercizio Cisitalia, в которой управляющим стал Кало Дузио — сын Пьеро, Пьеро сам же иммигрирует в Аргентину, где при помощи своего приятеля Альберто Диаз Лимы основывает новую фирму Autoar, которая начинает выпускать автомобили используя узлы легковых Willys. Вместе с тем он забирает проект 360 в Аргентину, где как надеется, при финансировании со стороны Хуана Перона удастся довести машину до ума.
Автомобиль был готов и Дузио хочет поставить рекорд скорости Южной Америки, однако во время заезда отказывает полный привод и машина развивает всего 233 км/ч, однако и этой скорости хватило для установления рекорда. Тем временем машину при помощи Технологического института Буэнос-Айреса довели до ума, но в 1952м году правила Формулы 1 изменились, так регламент запретил использование компрессоров. Тогда 360ю использовали в заездах проходящих в Южной Америке, в одной из этих гонок и запороли мотор автомобиля, возможно из-за некачественного топлива и смазочных средств. Один америкос хотел установить мотор от Шеви и использовать машину в драге, но повезло, Антон фон Дьери дилер фирмы Порше в Аргентине увидел машину и переслал её в Германию, где её отреставрировали до заводской кондиции и сейчас машина находится в музее Porsche, однако существует еще один автомобиль! Он был построен по оригинальным чертежам и запчастям случайно найденных в каком-то заброшенном гараже вблизи Турина, сегодня эта машина выставлена в музее британского Донингтона.
Тем времени директор гоночный команды Чизиталиа — Карло Абарт уходит из фирмы и основывает свою фирму, которая известна сегодня как Abarth.
Что касаемо серийных машин, то в 1950м было построено несколько машин серии 203, которые оснащались 1.2 и 1.4л моторами от Фиата.
В 1951м году появляется модель 303DF, которая была построена на базе 202й модели, машина так же имела 1.1л мотор, но мощностью в 52л/с.

Cisitalia 303DF
Через год возвращается на родину Пьеро Дузио и под его руководством строится 4х цилиндровый 202D с морским мотором фирмы B.P.M. (Botta e Puricelli Marine) объёмом 2.8л и мощностью 160 сил, однако их выпустили всего 5 машин, 3 купе и 2 спайдера, все немного отличались друг от друга. Машина имела независимую переднюю подвеску, и задняя была позаимствована у Лянчиа Аурелиа. Эта машина могла разгоняться до 232км/ч.

Cisitalia 202D

Cisitalia 202 Spyder Stabilimenti Farina
В 1953м появилась 2х литровая версия 202Д со 130 силами под капотом. В том же году Карло Дузио при поддержке Генри Форд II строит 2 прототипа серии Cisitalia 808XF, Форд хотел войти на рынок спортивных автомобилей, а для Пьеро это был шанс увеличить объём продаж, т.к. 202е уже давно не пользовались спросом.
808 модель была построена на базе рамы Меркьюри, с мотором Меркьюри объёмом 3.7 и автоматической коробкой передач, однако не смотря на доводку автомобиля со стороны фирмы Чизиталия, автомобиль был далек от тех зажигательных спортивных автомобильчиков, которые выпускала фирма до этого. Коробка была автоматическая, мотор рядный 6ти цилиндровый, сидение — сплошной диван. Фирмой Виньяле было поставлено 2 кузова: купе и седан. А убил проект, показанный в том же году, Шевролет Корветт, который превосходил автомобиль по всем параметрам. Курировал проет Эд Салливан, который являлся сводным братом Генри Форда Мл, ему и достался кабриолет, на котором он ездил в течении многих лет, пока не был оставлен в одном из дилер-шипов Форда. А сама фирма Форд переключилась на проект, который потом вырос в Форд Тандебёд

Cisitalia 808XF
В 1954м году появилась серия модели 33DF, 34DF, 35DF и 36DF Эти машины были построены на базе Фиатов 1100 и 1900, моторчики были объёмом 1.1 и 1.2л. Кстати индексы DF означали — Derivata Fiat "аналогичен Фиату"

Cisitalia 34DF
В 1958м году прекращается производство автомобилей собственной конструкции, а именно моделей серии 202/203. С этого времени Чизиталиа пытается продавать под своей маркой спортверсии автомобилей марки Фиат, однако сильнейшую конкуренцию создаёт ей бывший сотрудник, а с 1949 года хозяин собственной фирмы — Абарт.
В производственной программе были Fiat 1500 Fissore, которые продавались в Аргентине как Cisitalia 85DF

Cisitalia 85DF
Bella Vista Furgone или Camioncino, это был Fiat Multipla с кузовами фирмы Coriasco — фургон или минивен, которые Пьеро продавал в Аргентину под своей маркой. Машина оснащалась мотором 633 кубика мощностью 29 л/с, конечно никаким спортом тут не пахло, но фирма очень хотела жить

Cisitalia Bella Vista Furgone
750/850 Speziale Turismo которые выпускались с 1961 года на базе Фиат 600, автомобили имели кузов купе или спайдер, внешне напоминали фиат 1600 спайдер, а моторчики использовались фирмы Абарт, 750ти либо 850ти кубовые. . Но так как спроса на них не было, то Дузио в 1964м году закрывает фирму.

Cisitalia Speziale Turismo Spyder

Cisitalia Speziale Turismo Сoupe
В этом году в Женеве был показан плод фантазии студентов Istituto Europeo di Design, которые выставили на шоу — IED Cisitalia 202E, однако конечно о возрождении марки говорить не приходится

IED Cisitalia 202E