История Тацио Нуволари – это история о том, что никогда не поздно начать заново. Никогда не поздно найти начало своего собственного пути и отправиться по нему, зарабатывая по дороге шишки, переломы, титулы, награды… Свою первую «гонку моторов» Тацио проехал в 1920 году – ему уже сравнялось тогда 27 лет. По сути, к этому моменту он успел прожить целую жизнь, которая ну никак не была связана со спортом. Неожиданно проникший в кровь итальянца бензиновый вирус не только полностью изменил его отношение к этому миру, но и обеспечил ему титул национального героя – одного из самых известных автогонщиков прошлого века. Нам, впрочем, остается только догадываться, что чувствовал Тацио Нуволари, когда в 31 год его называли "перспективным новичком"
Правда, через несколько лет его уже называли «Летающим мантуанцем», «Железным Тацио», «Чемпиониссимо» – как только ни изощрялись восторженные болельщики и эмоциональные журналисты. Отчаянный, как истинный итальянец, и упрямый, как те быки, которых позже возлюбил синьор Ламборгини, Тацио Нуволари был готов бросить на алтарь победы буквально все – вплоть до собственной жизни. Хорошо известны истории о том, как он в буквальном смысле переломанным не желал уходить с трассы, как он продолжал гонку на пылающем автомобиле, как он однажды заявил его тогдашнему работодателю Энцо Феррари, что не нуждается в обратном билете с очередной гонки на родину просто потому, что Энцо должен быть готов встречать своих гонщиков в гробах
Безусловно, Тацио был большим патриотом родной Италии. Но еще более сильные патриотические чувства вызывала в нем скорость – и победы, которые эта скорость обеспечивала. Настоящий уникум, которого некоторые называют «лучшим пилотом ХХ века», с определенного момента не мыслил своей жизни без скорости. Начало тридцатых стало временем доминирования Нуволари на европейской автоспортивной сцене – в составе заводской команды Alfa Romeo неукротимый Тацио блистал практически на каждой крупной гонке. Однако, его карьера чуть не оказалась раздавлена безжалостной немецкой машиной.
В середине тридцатых годов прошлого века автоспорт в Германии стал объектом пристального политического внимания: поговаривают, что огромные суммы выделялись «Даймлер-Бенцу» и «Ауто-Унион» на разработку новых болидов лично Адольфом Гитлером. Талантливейшие инженеры, последние технические решения, умопомрачительные мощности… Эти две команды смогли собрать в своем составе и новых звезд – куда более молодых гонщиков, чем Нуволари, который к тому моменту по спортивным меркам был уже стариком. Вот вам и рецепт успеха «тевтонского нашествия».
Однако, итальянец Тацио Нуволари и его небесные покровители не могли выбрать лучшего момента, чтобы наказать заносчивых арийцев: случилось это в 1935 году на главной трассе Германии под пристальным наблюдением главного германца того времени. Легенда о том, как Нуволари победил на Гран-при Нюрбургринга, известна всем, кто хоть отчасти интересуется историей европейского автоспорта. Но практически ни у кого нет внятного объяснения тому, как, каким чудом Нуволари за рулем 300-сильной пожилой Alfa Romeo смог догнать Манфреда фон Браухича, управлявшего в полтора раза более мощным «Мерседесом». Зато в этой легенде есть одна интересная деталь: кто-то из свидетелей блистательной победы мантуанца вскользь обронил, что ему теперь осталось либо погибнуть на трассе, либо начать гонять за немцев. Так оно и получилось. Правда, не по инициативе самого Тацио: так сложились звезды.
Аварии, гонки, травмы, победы, снова аварии, потеря сына… Кажется, в один прекрасный момент Тацио Нуволари просто устал от жизни и решил уйти на покой. Случилось это в апреле 1938 года. Но кто-то наверху распорядился по-другому. К этому моменту команда Auto Union, на чьем счету было уже невероятное количество побед, растеряла половину своих звезд: знаменитый Берндт Роземайер трагически погиб при попытке установления рекорда скорости, а Ахилл Варзи (к слову, бывший партнер Тацио) так и не смог побороть свою пагубную страсть к наркотикам. И боссы команды по совету Фердинанда Порше решили попытать счастья в переговорах с Нуволари, чья «увольнительная» продолжалась, таким образом, всего несколько месяцев, которые он провел в Америке.
Инженеры Auto Union к тому моменту продолжали наращивать возможности командных болидов, и руководство команды прекрасно понимало, что абы кто с этими гоночными чудовищами не справится. Этим обстоятельством, собственно, и объясняется то, что обратились они именно к Тацио. А вот почему на переход в команду, с которой он долгие годы соперничал, согласился сам Нуволари? Сегодня подобный трансфер объяснили бы просто – например, размерами гонорара. Но в случае с неукротимым Тацио главную роль сыграло, скорее всего, другое. Вероятнее всего, вернуться на трассы «летающего мантуанца» заставило как раз инженерное превосходство, которого к тому моменту безусловно достигли немецкие создатели спортивных машин.
Нуволари всегда хотел побеждать. И, хоть он успешно добивался своих целей и на сравнительно тихоходных «Альфах», возможности, которые открывали перед ним болиды Auto Union, заставили гонщика прервать свой объявленный отпуск. Участие Тацио обеспечило немецкой команде еще несколько «Больших призов», включая и последнюю гонку первой половины ХХ века – Гран-при Югославии. За два дня до стартов в Белграде Германия напала на Польшу.
Тацио Нуволари называют одним из очень немногих довоенных звезд автоспорта, чья карьера продолжилась и после войны. Правда, с Auto Union его биография связана уже не была – за отсутствием самой Auto Union. Тем не менее, идеологические наследники этой марки из компании Audi не забыли ни о его заслугах в составе команды, ни об этом противостоянии тридцатых годов. Память величайшего гонщика они почтили, назвав в его честь один из концептов 2003 года – 600-сильное купе, ставшее впоследствии прообразом семейства Audi A5. Именем Нуволари называли одно из своих творений дизайнеры знаменитого ателье Bertone, ребята из небольшой мюнхенской компании EAM и, наконец, давшая когда-то Тацио путевку в спортивную жизнь фирма Alfa Romeo. Сейчас единственный экземпляр экстравагантного купе Alfa Romeo Nuvola хранится в заводском музее «Альфы».
https://www.drive2.ru/b/481188895464096379/