F. degli A. писал(а):Спасибо за великолепный экскурс в историю марки. Очень познавательно, как уже отметил Виталий.
Продолжу словами фиатовского инженера Бруно Сена, стоявшего за настройкой шасси серийных Delta, Thema, 156, 147, Lybra.
--------------
В 1974-м году, после реорганизации в Fiat, наш DEA (отдел испытаний транспортных средств) был разделён на несколько подразделений. Часть его персонала, включая меня, перешла, начиная с 1976-го, в CRF (исследовательский центр Fiat), в котором мне была поручена служба испытаний легковых транспортных средств.
В 1978-м году в Lancia, тогда все еще независимой компании, контролируемой Fiat, был запущен масштабный план перезапуска, для чего туда были нанят ряд инженеров из структур головной компании, и я стал одним из них. Со мной напрямую связался директор по испытаниям, инженер Ренцо Порро, с просьбой, чтобы я перешёл в их DI.TE/DESP/AUTO (Технический Директорат / Отдел Испытаний / Автомобили) на должность руководителя дорожных испытаний проекта Y9, будущей Thema.
Впоследствии, после Thema, я занимался доводкой Delta и Prisma 4WD, во всех их эволюциях.
В конце 1978-го года, 2 октября, была создана группа Fiat Auto, чтобы объединить под единым руководством марки, которые до этого были независимыми, и наиболее важной из них была Lancia. Её DI.TE (Технический Директорат) стал называться Lancia Engineering, со всё тем же фиатовским инженером Серджо Камуффо в качестве руководителя. Он полностью сохранил его персонал, добавив новых сотрудников. Деятельность по разработке двигателей и коробок передач, специфичных для Lancia, была переведена в отделение Fiat Auto под названием Powertrain Engineering, руководимое фиатовским инженером Стефано Иакопони (“папой” двигателей FIRE и JTD).
Когда я пришел в Lancia в 1978-м, примерно за полтора года до запуска версии Gamma с электронным впрыском, мои обязанности в DITE/DESP/AUTO не включали её проработку. Однако, у меня появилась возможность интенсивно ездить на ней, и я все сильнее ощущал её положительные качества.
В то время директором DESP/AUTO был инженер Фрэнко Барп, работавший в Lancia ещё со времен профессора Фессиа, а в отделе двигателей уже работал инженер Клаудио Ломбарди (позднее он присоединился к Abarth, и потом к Ferrari). Я хорошо помню нервозность, вызванную первоначальными проблемами с оппозитным двигателем. Инженер Ломбарди был нанят после его запуска в производство в 1976-м году как раз для решения проблем с отказами.
Должен признать, что срок между концептуацилизацией Gamma и её коммерциализацией, выходом на рынок, был исключительно небольшим. Двигатель, кузов и шасси были совершенно новыми, причём в этот период также произошла попытка адаптации для неё гидропневматической подвески Citroen, в рамках технико-коммерческого соглашения с ним, названного Par.De.Vi, заключенного в 1970-м году. Это соглашение было разорвано в 1972-м, прямо в середине фазы проектирования Gamma, машины проекта Y2, что заставило нас использовать для неё схемы подвесок от Beta, McPherson на обеих осях.
Задняя подвеска этого типа известна как «Lancia Camuffo». Как я уже упоминал ранее, нашим техническим директором тогда был инженер Серджо Камуффо, превосходный специалист, который присоединился к Lancia после приобретения её Fiat-ом осенью 1969-го года (проработав там до 1987-го). Несмотря на то что он был «человеком Фиата», инженер Камуффо не был склонен к диктату. Вероятно, именно по этой причине, в дополнение к его превосходным техническим и управленческим навыкам, он и был переведен из Fiat в Lancia в качестве технического директора. Он был чрезвычайно умным, добрым и приветливым человеком, но при этом строгим и решительным. Он многое дал этой компании.
Возвращаясь к названной его именем подвеске, могу отметить, что из всех задних подвесок серийных автомобилей, которые я знаю, «Lancia Camuffo» допускает наибольшее количество изменений кинематики движения задних колес посредством простых и недорогих изменений компонент, составляющих её геометрическую схему.
Конечно, у нее те же ограничения, что и у исходной McPherson, с точки зрения контроля угла развала, и общего контроля колеса при преодолении неровностей. Ограничения, которые можно преодолеть с помощью гораздо более сложной и поэтому дорогой многорычажной подвески, к тому же более тяжелой.
«Lancia Camuffo» предоставляет широкие возможности тонкой настройки в зависимости от конкретного применения, причём не только кинематики, вытекающей из разницы в геометрии, но и эластокинематики, меняя упругие компоненты (сайлентблоки, втулки и т. д.). Даже жесткость точек крепления тяг (рычагов) играет роль, например в случае 156 и 147, отличающихся подрамником, у первой он литой алюминиевый, у второй штампованный стальной.
Со схемой «Lancia Camuffo» схождение, следовательно, подруливание, может немного менять знак (+ или –) в зависимости от величины крена и величины боковой силы, и задаётся это подбором геометрических точек крепления рычагов, их длиной, и эластичностью их втулок. Точнее, с нарастанием крена подруливание поначалу осуществляется в противофазе, для облегчения входа в поворот, затем, с нарастанием боковой силы действующей на колёса задней оси, плавно перетекает в подруливание в фазе, для придания машине большей устойчивости.
Продолжу про Gamma. Когда по хорошему безумные «визионеры» из DI.TE/DESP/MOTORI (Технический Директорат / Отдел Испытаний / Двигатели), а конкретно инженеры Паоло Массаи и Клаудио Ломбарди, разработали для этой модели наддувный оппозит, я занялся проработкой прототипов с ним на реальных дорогах. С точки зрения поведения, эта версия не нуждалась в каких-либо модификациях, настройка от атмосферной 2500 ie с её стандартными Pirelli P6 (195/60 HR15) была более чем удовлетворительной, поэтому мы вместе с ними решали в первую очередь вопрос теплообмена. Инженер Массаи установил в качестве цели дифференциал температуры воздуха на входе и выходе интеркулера типа воздух/воздух в 60 °C.
В моторном отсеке, и так переполненном, у нас уже был большой радиатор системы охлаждения, масляный радиатор, и много патрубков, которые мешали надлежащему отводу воздушного потока, в этих условиях, куда мы могли поместить ещё и интеркулер? Ответ: в дополнительный спойлер под бампером, который мы на этапе испытаний выполнили из стекловолокна.
Я упоминал, что когда мы начали прорабатывать Gamma Turbo, то взяли диаметр обода диска равным 15 дюймов, и его ширину равной 7-ми, со стандартной шиной Pirelli P6. Однако, машина проявляла слишком сильную недостаточную поворачиваемость при сбросе газа. Мы перепробовали всё возможное, меняли втулки, углы установки, но не могли понять, как её устранить. Поэтому, я взял старую Gamma, снял в ней заднее сиденье, и проделал отверстие в полу на высоте бака (установленного вертикально, за спинкой заднего сиденья), так чтобы моя голова прошла в него. На исторической испытательной трассе Fiat в Ла Мандрии, той что прямо в парке, я посадил за руль водителя-испытателя Сибрарио, а сам упёрся сзади вверх ногами, и просунул в отверстие в полу голову,в повернув её так, чтобы вживую наблюдать за поведением подвески.
Вкратце, мой доклад Серджо Камуффо об этих испытаниях звучал так:
«
— Инженер… при отпускании педали газа подрамник задней подвески скручивается.
— Это невозможно!
— Инженер, я видел это своими глазами.
— Каким образом?
— Я смотрел на нее снизу, находясь вверх ногами.
— Вы сумасшедший? Чёрт побери, никогда не делайте так больше! (самое сильное ругательство, которое я когда-либо слышал от инженера Камуффо, крайне вежливого человека).
»
Схема «Lancia Camuffo» непрерывно эволюционировала, начиная от Beta 1969-го года, пройдя через Delta, Thema, Croma, 164, Kappa, 156 и 147, поэтому мы все лучше понимали, как модифицировать её для получения поведения, желаемого для каждой модели.
Очевидно, разгонная динамика, которая считалась нормальной в те времена, была существенно ниже той, к которой мы привыкли сегодня. При этом, экспериментальная Gamma Turbo уже тогда имела максимальную скорость в 225 км/ч и параметр разгона, близкий к будущей Thema Turbo образца 1984-го, в которую фактически и был вложен полученный нами опыт.
Когда испытательная программа по проекту Gamma Turbo была остановлена, мы, будучи молодыми и романтичными, буквально плакали. Причина, группа Fiat Auto испытывала тогда серьезные экономические трудности. Тогдашний её генеральный директор, инженер Витторио Гиделла, перевёл все доступные ресурсы на полное обновление модельных линеек, на программы Tipo IV (Y9 / Thema в Lancia), а также Tipo III и Tipo II (впоследствии давшие Dedra и Delta II в Lancia).