Скрытый текст
Недавно по порталам прошла новость: Альфа Ромео Джулия – 7:32. Стоило ли обращать внимание на эти цифры? Вот и я не обратил. Даже не стал смотреть онборд – какой смысл, всё одно и то же, да и время не внушает. Обычное для мощного седана время, вон Панамера столько же проехала, а там две тонны жира. Но мне написали – посмотри. Посмотрел. Собрать мысли в кучу не могу до сих пор. Так что проблею как получится.
Вы ведь уже прочитали о Ринге десятки статей, посмотрели сотни видео, укатались там на симуляторах… Ответьте себе на вопрос – не девальвировало ли его всё это в вашем сознании?
Возможно, что да. Значит, вы обманываетесь. Какой бы опыт езды по каким бы трекам у вас ни был, Ринг уничтожит вашу реальность. Она брызнет, как зеркало об пол, и собрав какие получится её осколки, вы увидите в них отражение уже другого человека.
Я хорошо помню свои первые ощущения от Ринга. Самая первая мысль – «а ведь он гораздо шире, чем кажется по фотографиям». Вторая – «все эти люди — сумасшедшие». Третья – «что я здесь делаю?» Сидя вечером первого дня в отеле, я не мог побороть депрессию – было ясно, что надо собираться и уезжать, и время, деньги – всё впустую. Напутствуя меня в Москве, мне советовали «не гнаться за секундами, ехать ради удовольствия». Как же нелепо это выглядело там, за шлагбаумом! Секунды, удовольствие… Я просто обнаружил себя стоящим на карнизе высотки.
Вот что я написал тогда друзьям:
Я приехал, чтобы чему-нибудь научиться, ну и "почувствовать магию петли"… пока что ничего и близко такого… протошнил пару кругов по правой бровке, обгоняемый даже тракторами. Может быть завтра с инструктором будет получше… Тут для получения удовольствия такие скорости нужны, с которыми невозможно шутить (не говоря о том, что для этого категорически обязательно знать трек как свои пять пальцев). Игрушка для очень больших дяденек… Сегодня уже до 11 утра несколько машин разложилось. В общем это штука настолько серьезная, что агрессивное вождение без её знания тут возможно только до третьего поворота… Такие вот ощущения после двух кругов.
И проклятый дождь.
То, чем уникален Ринг, укладывается в одном слове – скорость. Это не те 250 километров в час по Киевке, от которых у вас потеют ладошки… это те 250 километров в час при выходе на единственную его почти прямую прямую, при которых вы откидываетесь в кресле, отпускаете руль, прикрываете глаза и начинаете дышать, а пульс опускается в два раза… и хочется открыть дверь, потому что, вроде бы, вы уже почти остановились. До первого выезда на Ринг я никогда в жизни не ездил со скоростью 250 километров в час. Но после первого же круга именно так я и поступил. Хорошо, что был пристегнут, а то бы вышел на улицу.
На почти любом треке мира максимальная скорость не меньше, чем на Ринге. Фокус в том, что эта скорость достигается на длинных прямых. На любом есть быстрые повороты. Фокус в том, что они ровные, как стол, и широкие, как аэродром… и эти быстрые повороты — не быстрые. Ринг кардинально другой. Глядя своими глазами на эту дорогу, поверить, что по таким местам возможно проехать с такой скоростью, просто невозможно. Хороший гражданский водитель на хот-хэтче типа Golf GTI проедет туристический круг примерно за 10 минут. Если ему после этого дать Ламборгини, Феррари или трековый Порше 911, то он проедет его… за 10 минут. Вы поняли, почему.
Ринг состоит из участков трех категорий. Первая – это места, в которых страшно и весело. Вторая – места, в которых страшно. И третья – это места, в которых «ну нафиг».
Для примера, взять место, которое называют Лисья Нора. (Королева комментаторов Оксана Косаченко зовёт её лисИной дырой.)
Немного изгибающаяся, немного идущая вверх дорога, на которой даже не особо мощный хэтчбек уходит за отметку в 220-230 километров в час, а лучшие суперкары переваливают на четвертую сотню – место, где нужно просто немного аккуратности, чтобы не задеть траву – упирается в перегиб, за которым следует быстрый левый поворот, уходящий вниз, с обратным профилем, спихивающим машину с дороги. Для быстрых пилотов, подозреваю, это место страшное и сложное, но обычные водители там не рискуют, поэтому это место, где весело. Чуть кольнёт – не опоздать бы с началом торможения – и расслабон.
Я специально не буду показывать эти места на фотографиях и видео, и даже не хочу называть названия поворотов, к которым можно привязаться – в данном случае фотографии и видео передают реальность так же, как они могут передать пинок под зад. От носорога.
А впрочем, почему бы и нет. Вот это место – оно называется Шведский Крест, Шведенкройц, Schwedenkreuz.
Спускаясь вниз, вы продолжаете оттормаживаться, и глазам открывается шикарный правый поворот. Хорошая скорость (около 100 километров в час), хороший профиль, понятная траектория, забор далеко, и роскошь — гравийные ловушки… Промчать такой было бы одним удовольствием, но голова уже там – в Норе. Нора – самая низкая точка Ринга (чтобы вы представляли — перепад высот между самой низкой и самой высокой точкой трассы – ровно Эйфелева башня).
И вот вы начинаете падать вниз, утопив педаль газа в пол. Подступившие вплотную деревья быстро сжимают трассу… Немного покачиваете рулем, стараясь нарисовать насколько это возможно прямую линию, а дорога под вами извивается, толкая то в левое, то в правое колесо автомобиля поребриками. 140, 160, 180 (на этой отметке в самой быстрой точке Мячково моей машине уже пора тормозить), 200, 220… Когда самолёт разгоняется по ВПП, у него есть «точка принятия решения» — либо тормозить прямо сейчас, либо дальше возможен только взлёт. Когда падаешь в Нору, тоже есть такая точка – точка, где ещё возможно отпустить газ. Дальше – нет. Потому что дальше дорога начинает уползать из-под машины влево, и в том же месте крутой спуск резко сменяется крутым подъемом. Тут подвеска ложится на отбойники, а человек становится на два сантиметра ниже. Инженеры WTCC говорили, что для этого места нужна особая покрышка, т.к. обычная, используемая в WTCC, не выдерживала нагрузки – за уикенд их взорвалось десять. А гонка 24 часа Нордшляйфе 2016 была остановлена, потому что из-за непогоды трасса стала скользкой и машины на сликах просто не могли въехать в эту крутую горку. Быстрая машина идет тут 270-280 километров в час.
Невесомость резко сменяется перегрузкой, машину швыряет от левого поребрика к правому (заденешь траву – конец) – но газ тут можно только держать в полу, потому что в любом другом случае машина потеряет баланс и её размотает. Только когда машина, отброшенная к правой бровке, ровно встанет на все четыре колеса, можно начинать тормозить. А тормозить очень хочется, так как стремительно приближается вершина холма, и видно только небо, и ты знаешь, насколько тяжел следующий слепой поворот. Итак, ты ждешь, пока машина успокоится после Норы, и впечатываешь тормоз в пол. Торможение тут брутальное, так как дорога идет резко вверх – тяжело поверить, насколько быстро машина может погасить скорость — так что, оставляя на руле отметины зубов, ты успеваешь осадиться до вершины холма.
Такое вот место. Да, забыл… Вы подумали, что это я описываю место из разряда страшных? Нет, это из разряда веселых. Сильное торможение там нужно только потому, что дальше – ну его нафиг. Но если вы крутой пилот на быстрой машине, то с вершины холма примерно на двухстах километрах в час вы режете поребрик всем корпусом автомобиля и выпрыгиваете с подброса в слепой левый поворот, после которого дорога заканчивается под автомобилем очень и очень быстро, и на то, чтобы приземлиться, стабилизировать машину и потом осадить её, у вас есть только пара секунд.
В основном так делают в симуляторах. Желающих прыгнуть там в реальности не очень много. Честно говоря, я не видел ни одного, пока не посмотрел онборд этой Альфы. Пилотирует Fabio France, тест-пилот Мазератти. И этот человек явно уверен в своём бессмертии. Такого безумного круга по Рингу я не видел никогда. А в машине даже каркаса нет. Посмотрите этот онборд – если вы хорошо знаете Ринг (поребрики, профиль… на всём протяжении Ринга полотно в поперечном направлении наклонено то в одну, то в другую сторону), вы просто охренеете от увиденного. Понятие «ездить на ушах» было переопределено после этого круга.
Один пилот как-то сказал, что прокатить туриста по Рингу можно так, что человек влюбится в трек, а можно так, что он больше никогда туда не вернется. Даже если он уже арендовал машину, инструктора – он соберет чемоданы и уедет домой.
Фабио бы так смог.