Универсалы Ferrari
Словосочетание Ferrari и универсал также несовместимо как и "Запорожец" и SUV. Но к счастью находились люди, которым хотелось иметь машину отличную от других. Люди, которые считают Ferrari массовым автомобилем. Именно этим эксклюзивным автомобилям посвящен обзор.
1951 Ferrari 212 Export Break by Fontana

Ferrari 212 Export Break by Fontana.
В отличие от последующих машин, этот универсал имел сугубо практическое назначение. Никакого эстетства. Хотя именно отсутствие эстетства делает его таким красивым!
История этой Ferrari 212 Export с серийным номером 0086Е началась 2 февраля 1951 года. Была она изготовлена только в виде шасси, без кузова. Но уже 17 марта того же года по заказу Scuderia Marzotto из Valdagno в мастерских Carrozzeria Paolo Fontana, располагавшихся в городе Padova, машина была одета в кузов barchetta, и получила название 212 Export Carretto Siciliano. Именно на этом автомобиле под номером 440, Vittorio Marzotto и Paolo Fontana выиграли 1 апреля 1951 года гонку Giro di Sicilia. В течение 1951 года на этом автомобиле принимали участие в таких гонках как Giro della Calabria и Targa Florio. После кузов был переделан в стандартный спайдер от Vignale (внешне идентичный 0076E). Но близилась гонка Carrera Panamericana. Для победы требовались не только быстрые автомобили, отличные гонщики, но и такие же скоростные машины технической помощи. На эту роль подошло отлично зарекомендовавшее себя шасси 0086Е. И опять Carrozzeria Fontana взялась за работу. Возможно, благодаря этой практически неизвестной модификации серийного автомобиля, Ferrari во второй раз подряд выиграли эту престижнейшею гонку. А вот на вопрос насколько была быстра эта техничка, точно ответить не могу. Но если судить по характеристикам стандартной 212 Export, то показатели были хорошими, а достигались они, прежде всего, за счет великолепного силового агрегата, спроектированного Gioacchino Colombo. Двигатель построен по схеме V12 с углом развала цилиндров 60° и одним верхнерасположенным распредвалом в головке цилиндров. Рабочий объем 2562 см.куб, диаметр цилиндра 68 мм, ход поршня 58,8 мм. В зависимости от того, для каких целей клиент заказывал машину, участие в гонках или для обычного использования, была возможность устанавливать различные системы питания. Гоночная версия - три карбюратора Weber 32 DCF – 175 л.с. при 6500 об/мин (68,3 л.с/л). Дорожная – один карбюратор Weber 36 DCF – 150 л.с при 6000 об/мин (58,55 л.с/л). Степень сжатия, независимо от питания, 8,0:1. Также по желанию клиента подбирались различные передаточные числа в пятиступенчатой коробке передач. В зависимости от их набора максимальная скорость могла достигать 225 км/ч, а разгон до 100 км/ч находился в пределах 7 секунд, что делало 212 Export одним из самых скоростных автомобилей класса GT того времени .
После участия в Мексиканской гонке, машину возвратили в Италию, где она опять подверглась переделке в спайдер в мастерских Carrozzeria Fontana. В таком виде на ней принимали участие в 1952 году в гонках Giro di Sicilia (7 место, Mancini/Mancini), 1000 Miglia (дисквалификация, автомобиль загорелся, Serena di Lapigio/Piccolo), а в 1953 году в Coppa d'Oro delle Dolomiti (12 место в общем зачете и 8 в классе, Mancini) и Carrera Panamericana (результат неизвестен, Guido Mancini/Fabrizio Serena). С 1958 года автомобиль находится в США. Какова его дальнейшая судьба, в каком он состоянии неизвестно. Такова история этого непритязательного универсала.

1951 Ferrari 212 Export Break by Fontana
1951 Rules of the Second Mexican Pan-American Race
 
1968 Ferrari 330 GT 2+2 Station Wagon by Vignale

Ferrari 330 GT 2+2 Station Wagon by Vignale.
Машина, построеная в единственном экземпляре угасающей Carrozzeria Vignale, создана по наброскам «Coco» Chinetti, сына импортера Ferrari в США, для некоего американского клиента. Первоначально это была Ferrari 330 GT 2+2 второй серии (2 фары головного света), серийный номер 07963GT, произведенная в 1966 году.
Если коснуться техники, то на машине был установлен двигатель Tipo 209/66 60° V12 разработанный Colombo еще в 1947 году. Короткоходный (77х71 мм) силовой агрегат с рабочим объемом каждого цилиндра (так называемая «чилиндрата» - применялась для обозначения моделей Ferrari) приблизительно 330 куб.см (общий рабочий объем двигателя 3967 куб.см) со степенью сжатия 8,8:1 при помощи трех карбюраторов Weber 40 DCZ/6 или 40 DFI развивал мощность 300 л.с. при 6600 об/мин (75,6 л.с./л). Базовая версия с кузовом купе набирала 100 км/ч за 6,3 секунды, а максимальная скорость составляла 245 км/ч. В 1968 Ferrari 330 GT 2+2 была приобретена Luigi Chinetti Motors, Inc. из города Greenwich, США. В том же году ее отправили в Италию на переделку. Автомобиль впервые показали на Туринском мотор шоу 1968 года. Фактически Ferrari Station Wagon являлась шоу-каром Vignale в 1968 году. В декабре 1977 года автомобиль был продан Thorobred Motorcars из города Arlington за 29500 долларов. Следующее появление на публике состоялось лишь в 1996 году в Париже на Ferrari at 21st Retromobile. В 1998-2000 годах автомобиль подвергли реставрации. Была восстановлена оригинальная окраска (British Racing Green и бронзово-желтая крыша), сиденья обтянуты натуральной кожей черного цвета. С 1996 года на машине установлен номерной знак 25 LSY 75. Сейчас Ferrari 330 GT 2+2 Station Wagon by Vignale оценивается где-то в районе 250000 фунтов стерлингов.

1968 Ferrari 330 GT 2+2 Station Wagon by Vignale
1968 Ferrari 330 GT 2+2 Station Wagon by Vignale
 
1975 Ferrari 365 GTB/4 Daytona Station Wagon by Panther Westwinds
Ferrari 365 GTB/4 Daytona Station Wagon by Panther Westwinds
У «Coco» Chinetti родилась идея построить более функциональный и практичный универсал. За помощью он обратился к Gene Garfinkle, который был убежденным Bob Gittleman и занимался проектированием и постройкой домов во Флориде. По замыслу создателей универсал на базе Daytona должен был разнообразить ежедневные рутинные покупки. Здесь следует отметить, что общая концепция дизайна машины принадлежала не Chinetti. За основу была взята работа Pietro Frua Volvo P 1800 ES Rocket 1968 года.
В 1975 году было принято решение строить автомобиль в Великобритании у Robert "Bob" Jankel из Panther Westwinds ltd. из городка Byfleet (Surrey, GB). После долгих месяцев изнурительной работы машина была построена. Мистер Chinetti и Gittleman убедились, что англичане выполнили свою работу на отлично, а что еще можно ожидать за сумму в 50000 дол!
Station Wagon построен на шасси обычной Daytona. Внутренние дверные панели, передние внутренние панели, дверные стойки и лобовое стекло остались не тронутыми. Chinetti изменил угол замыкающий грань с рамкой стекол дверей и добавил уникальную заднюю часть с уникальным механизмом типа «gull wing» для более удобной загрузки в грузовой отсек. Задние фонари расположены непосредственно за задним стеклом. Вдоль все передней части тянется полоса ярко-оранжевого цвета, отлично дополняя полностью черный автомобиль. В интерьере использована замша фабрики Conolly Brothers, а все стрелочные указатели перенесены в центр передней панели.
С технической точки зрения машина была в полном порядке. Ее прародитель, купе 365 GTB/4 в свое время являлся самым быстрым серийно выпускающимся автомобилем в мире – максимальная скорость более 275 км/ч, разгон до 100 км/ч за 5,3 сек, этого было достаточно для победы над любым автопроизводителем, даже Lamborghini. На машине был установлен двенадцатицилиндровый V-образный двигатель Tipo 251 с рабочим объемом 4390 куб.см, который достигнут благодаря диаметру цилиндра 81 мм и ходу поршня 71 мм. 6 карбюраторов Weber 40 DCN 20/21 и степень сжатия 8,8:1 обеспечивали максимальную мощность 352 л.с при 7500 об/мин (80,18 л.с/л).
За годы своего существования машина прошла только 5000 миль, но, несмотря на это, в 1999 году была заново окрашена. Серийный номер этой единственной в своем роде машины 15275, регистрационный номер FER 15. Оценочная стоимость автомобиля как всегда в таких случаях зависит от многих факторов, но ниже 180000 фунтов стерлингов его не продадут.
1975 Ferrari 365 GTB/4 Daytona Station Wagon by Panther Westwinds
1975 Ferrari 365 GTB/4 Daytona Station Wagon by Panther Westwinds
 
1977 Ferrari 365 GTC/4 Shooting Break by Felber-Michelotti
Ferrari 365 GTC/4 Shooting Break by Felber-Michelotti.
Этот универсал был построен в 1977 году швейцарской фирмой Felber из города Morges, которая принадлежала Willy Felber.
Felber являлся дилером Ferrari и Rolls Royce, по заказам клиентов осуществлял различные экзотические проекты на базе машин различных марок (Lancia, Vauxhall). Самое интересное, что некоторые из них выполнялись по заказу Panther Westwinds, так что связь с предыдущей машиной просматривается. Дизайн универсала имеет итальянские корни, его разработала Michelotti. От оригинального дизайна купе 365 GTC/4 разработанного Pininfarina осталось очень мало, фактически все, что находится позади лобового стекла работа Michelotti. А вот двигатель, подвеска, трансмиссия оставлены стандартными. Силовой агрегат был практически идентичен таковому на предыдущей машине, изменились головки блока, смазка осуществлена по схеме с мокрым картером, применены шесть карбюраторов Weber 38 DCOE. Мощность из-за этих изменений уменьшилась на 12 л.с, до 340 л.с. при 7000 об/мин. Машина впервые была показана на Женевском автосалоне 1977 года и пользовалась у посетителей большим интересом.
Где находится эта Ferrari в настоящий момент не известно, также как и неизвестно, в каком она состоянии, вполне возможно, что машине требуется полная реставрация. В таком случае цена на нее может быть относительно не велика, а вот после полного восстановления ее можно будет загнать за цену до 300000 фунтов стерлингов.
 
1996 Ferrari 456 GT Venice Station Wagon by Pininfarina Ferrari 456 GT Venice Station Wagon by Pininfarina.
В коллекцию Султана Бренея входят 8 McLaren F1, 6 Dauer 962 LM, единственный существующий в мире праворульный CLK-GTR, пара Jaguar XJR-15, Porsche 959, 3 Cizeta V16Ts, Lamborghini Diablo Jota .... и 5,000 других автомобилей премиум класса.
Но перечисленный автомобили являются ширпотребом, а в коллекции есть настоящие бриллианты, произведенные по личному заказу султана. Если человек приобретает каждый год для себя от 40 до 50 Роллс Ройсов, то почему бы ни заказать у той же Pininfarina или Aston Martin настоящий эксклюзив. Одним из ярких примеров такого заказа является серия Ferrari Venice.
Серия Venice включает в себя машины, построенные на базе Ferrari 456 GT, 456 GTA. В заказ, размещенный на Pininfarina в 1996 году, входили седан, универсал и кабриолет. Чтобы построить эти машины, кузовостороитель увеличил колесную базу на 200 мм. Это было сделано для увеличения пространства в салоне и размещения дополнительных дверей, которые оборудованы предупредительными огнями на краях. На универсале кузов плавно перетекает в вертикальную заднюю секцию отличительной чертой, которой является расположенный на задней двери спойлер из композитных материалов. Задние фонари оставлены стандартными. Тонированное стекло заходит на задние стойки, которые окрашены в цвет кузова, что придает машине дополнительную чистоту линий.
По некоторым данным изготовлено 4 экземпляра Ferrari 456 с кузовом универсал. Машины окрашены в желтый, красный, серый и зеленый цвета. Что касается механики, то здесь оставлено все без изменений. Двигатель стандартный - V12, 5473 см.куб, степень сжатия 10,6:1, мощность 436 л.с при 7250 об/мин. Трансмиссия - шестиступенчатая механика или четырехступенчатый автомат, построена по схеме transaxle. Оценочная стоимость каждого из этих автомобилей лежит в пределах 300000 фунтов стерлингов.
К сожалению его величество Султан Haji Hassanal Bolkiah Mu'izzaddin Waddaulah, the Sultan and Yang Di-Pertuan of Brunei Darussalam (не ручаюсь за правильный перевод на руский язык) являетсмя на сегодняшний день скорее всего единственным ценителем такого эксклюзива, способным не только покупать ранее изготовленные образцы, но и заказывать в кузовных ателье машины постоенные в соответствии с его желаниями. И если до конца 60-х годов индивидуальное кузовостроение пользовалось пусть не большим, но устойчивым спросом, то сейчас яркими образцами этого ремесла служат лишь заказы Султана, А кузовостроительную нишу на рынке занял тюнинг с различного рода псевдоспортивными обвесами.
1996 Ferrari 456 GT Venice Station Wagon by Pininfarina
1996 Ferrari 456 GT Venice Station Wagon by Pininfarina
1996 Ferrari 456 GT Venice Station Wagon by Pininfarina
       
При подготовки использованы следующие источники: www.qv500.com, www.barchetta.cc, www.ferrarimodesclub.it, www.geocities.com/stylewagon, www.ferrariownersclub.co.uk, www.ferrari.com, www.pietro-frua.de, http://autozine.kyul.net/index.html, www.classicdriver.com, www.geocities.com/elenaferrari, www.whatodo.ru, www.parrotbyte.com/330GTRegistry, www.ultimatecarepage.com.
Все пожелания и дополнения принимаются по адресу max_pershin@mail.ru