Targa Florio
Энтузиаст
Vincenzo FlorioИдейным вдохновителем и основателем знаменитой гонки Targa Florio по праву считают Винченцо Флорио (Vincenzo Florio), отпрыска богатого сицилийского семейства. Семья имела свой флот, заводы по производству керамики, винодельни и рыбокомбинаты. Молодой повеса в поисках развлечений путешествовал по Европе. Побывал он во многих странах, в том числе посетил и Францию. В Париже он забрел в один демонстрационный зал, который торговал редкими по тем временам самодвижущимися экипажами. Диковинки очень понравились Винченцо и он решил прикупить один механизм - трехколесный велосипед с двигателем de Dion (трицикл). Аппарат погрузили на параход и отправили в Палермо. На родине новое хитрое изобретение произвело настоящий фурор. Но так и не сдвинулось с места! Бензина на острове не оказалось. Срочно из Парижа заказали драгоценное топливо. После того, как первые ощущения от вождения новой игрушки начали смягчаться, Винченцо решил организовать гонку. Единственная проблема состояла в том, что у него был единственный моторный экипаж во всей Сицилии. Было решено, что он стартует вместе с велосипедистом и всадником. Велосипедист долго не продержался и выбыл с судорогами. Винченцо вышел вперед, но лидерство было недолгим, двигатель начал перегреваться. Соперничество между лошадью и машиной закончилось победой природы - всадник пришпорил скакуна и великолепным галлопом первым пересек финишную черту. Вместо того, чтобы смириться с поражением, неугомонный Винченцо поклялся возвратиться из Франции с настоящим гоночным автомобилем. Он перепробовал много различных машин, но холмистая сицилийская местность с сельскими дорогами оказалась не под силу многим. Наконец, он обратился к новому итальянскому производителю Fiat. Столетие назад Fiat был компанией, которая заботилась о клиенте и посылала представителя каждому покупателю, чтобы убедиться, что тот должным образом обучен для содержания и обслуживания своего нового автомобиля. На Сицилию они послали молодого ученика по имени Феличе Наццаро (Felice Nazzaro), который вскоре станет одним из первых гонщиков. Феличе и Винченцо подружились, и последний уговорил Наццаро остался на острове. Богатым друзьям Винченцо тоже понравилась идея гонок, они купили автомобили и отправили их на Сицилию. Первые гонки были организованы в Парке Favorita. Винченцо почувствовал себя достаточно опытным и решил заказать реальный гоночный автомобиль, с которым он мог конкурировать бы в гонках по остальной части Европы. Fiat, тем не менее, побоялся продавать гоночную машину молодому Винченцо. После долгих поисков он купил разобранный Рanhard и восстанови его. Наццаро довел автомобиль до стартовой готовности и на первом соревновании Винченцо Флорио выиграл скоростную гонку в Падуе. Воодушевленный легкой победой, он начал готовиться к малоизвестной гонке 1903 года Париж-Мадрид. Его брат Ignazio, узнав про это, стал всячески препятствовать своему несовершеннолетнему брату, и, возможно, тем самым спас ему жизнь. Гонка была остановлена сразу же после старта после многочисленных несчастных случаев, которые уносили жизни как зрителей, так и водителей, включая брата Renault Marcel. Следующей большой гонкой было соревнование в Брешиа, в которой Винченцо выступил без уведомления старшего брата и занял почетное третье место. После этого, приобретя опыт и некоторую ответственность, Винченцо стал выступать в каждой гонке, включая Kaiserpreis, первый французский Гран При и кубок Gordon Bennet. Как-то на одной гонке он повстречал человека по имени Энри Дегранж (Henri Desgrange), который был главным редактором l'Auto. Дегранж навел Винченцо на мысль организовать международную гонку на острове Сицилия.
Первые старты
Здесь следует отметить, что первая большая гонка в Сицилии прошла чуть раньше, чем началось шествие знаменитой Targa Florio. 5 сентября 1905 был дан старт гонке "Florio Cup". В соревновании, проходившем по так называемому Montichiari circuit, приняли участие машины фирм Mercedes, Darracq, Fiat, Lorreine-De Dietrich, Panhard и Itala, за рулем которых были пилоты Nazzaro, Durray, Lancia, Teste, Cagno, Hanriot, Pierre De Caters. Возглавлял этот пелетон сам Vincenzo Florio, гордо восседавший на Mercedes 120 Hb. Организация "Florio Cup" имела международный успех.
Немного позже Винченцо, используя свои аристократические, индустриальные и коммерческие связи, и при содействии своих друзей организовал пробег "Comitato Panormitan", маршрут которого пролегал по горным дорогам Мадони в Сицилии. После этого Флорио снова приехал Париж и встретился с Дегранджем.Неугомонный итальянец проиллюстрировал на карте маршрут будущей гонки, которую он описал как "Тысяча кривых, пробегающих через зеленые холмы и горы Madonie".
По первоначальным планам гонка, состоявшая из 3 кругов и имевшая протяженность 446 км, должна стартовать с 10 метров над уровнем моря и подниматься до высоты 1120 метров, и все это по дорогам без асфальта. Доставку автомобилей с севера Италии до Сицилии брал на себя флот Флоио, а гости должны были располагаться "Grand Hotel Villa Igea" в Палермо. Деграндж был в восторге от этих планов и обещал всестороннюю поддержку. Он послал своих сотрудников на Сицилию для изучения подробностей и фотографирования трассы, чтобы сообщить французским читателям об этой гонке. Счастливый Винченцо телеграфировал свему другу Count в Isnello, что все прошло хорошо, и дал ему задание детально проложить маршрут, а также, что самое главное, дать гонке имя! В тот же вечер Винченцо Флорио посетил парижскую оперу. Он увидел там фургон с вывеской и вспомнил свою победу в гонке "Padoa-Bovolenta" 1903 года, названную "Targa Rignano". Так Виченцо получил прекрасную идею и дал своей гонке имя - "Targa Florio".
На старт!

Как бы там ни было, но Винченцо Флорио в 1906 году все-таки исполнил свое желание! Targa Florio в первые годы была не столько гонкой, сколько испытанием. Проложили маршрут и установили, что один полный круг составил приблизительно 92 мили. Участникам надо было пройти 3 круга и таким образом получалась общая дистанция в 277 миль. Помимо непростого курса, проложенного по горным дорогам, серьезные осложнения гонщикам доставляли изменчивая погода, а также местные бандиты и волки. Иногда трасса пролегала прямо над пропастью и гонщикам требовалось недюжинное самообладание и храбрость. Первоначально правила были самыми простыми, а в гонках участвовали стандартные автомобили, из которых по крайней мере десять были идентичны. Первая гонка была проведена шестого мая. Только десять автомобилей смогли выйти на старт из-за забастовки докеров в Генуе. (Ред. Некоторые вещи никогда не меняются). К сожалению, подробного отчета не сохранилось. Известно лишь, что гонка была изнурительной и закончилась через девять часов. Победителем стал Alessandro Cagno, прошедший дистанцию со средней скоростью 29.06 миль в час. В целом, гонка очень понравилась местным народным массам и на следующий год заявки на участие подали более 50 экипажей. 22 апреля 1907 был дан второй старт. В этой гонке впервые принял участие и Fiat. За рулем одной машины был сам Vincenzo Lancia, который вместе с Феличе Наццаро считался фаворитом. В конце первого круга как раз Vincenzo Lancia и стал лидером, но все-таки именно Наццаро выиграл вторую Targa Florio. Местные жители были в восторге! Третья гонка Targa Florio собрала только тринадцать участников - французы отказались от участия. Победу одержал Vincenzo Trucco на Isotta Fraschini. Четвертая Targa была почти отменена из-за разрушительного землетрясения, которое ударило по восточному побережью и городу Мессине. Погибло более 155 000 граждан. Винченцо был все еще способен проводить гонку, но будущее выглядело туманным. Он несколько раз изменял протяженность и конфигурацию трассы. Постепенно все вошло в русло и только Первая Мировая война внесла свои коррективы. После войны организаторы были настроены продолжать гонку и в ноябре 1919 новая Targa Florio был возрождена. Круг был сокращен до 67 миль, но теперь надо было пройти четыре круга общей длиной 268 миль. Война лишила Targa Florio нескольких пилотов и в то же время открыла немало новых имен. В 1920 году в гонке принимает участие двадцатиоднолетний Enzo Ferrari, управляющей в своем первом старте Alfa Romeo.

Большой успех

В 1921 году Targa Florio начинает выходить из "несовершеннолетия" с появлением первых заводских команд. Alfa Romeo выставила четыре специально подготовленных автомобиля, а Fiat два. Но за рулем все еще были любители: Count Masetti, управлявший Fiat, и Max Sailor - пилот Мерседес, доминировавший в гонке. Мерседес только формально был фабричным участником - компания всего лишь доставила свои машины на остров. На финише первым оказался все-таки Мазетти. Он повторил успех и в следующем году. Драматически развивались события на финише Targa Florio в 1930. Tazio Nuvolari и Achille Varzi, два вечных соперника, оба пилотировали Alfa, однако Варзи управлял более мощным P2. В начале гонки Варзи вырвался в лидеры, но сорвавшееся от постоянной тряски на горной дороге запасное колесо, зацепило топливный бак. Эта неприятность заставляла его чаще останавливаться для дозаправки. На последней остановке его механик захватил канистру с бензином и во время скоростного спуска попытался заправить горючим автомобиль. К сожалению, высокий показатель интеллекта не был предпосылкой для того, чтобы быть механиком, и автомобиль загорелся, когда часть топлива пролилась на горячий выхлоп. Варзи, не желающий останавливаться и уступать гонку свему конкуренту, продолжал давить на газ, в то время как его механик сбивал огонь сидушкой. Таким образом, они выиграли гонку действительно эффектным финишем!
За время своего существования гонка не раз меняла маршрут и протяженность. В зависимости от места проведения различались и названия: Grande Circuito, Giro di Sicilia, Circuito Madonie, Piccolo Circuito и Circuito di Palermo. Длина гонки варьировалась от 144 км до 1088. В среднем длина трассы составляла 500-700 км. Были времена полного доминирования одного производителя, как, например, Maserati в 1925-29 годах. Правда, следует отметить, что Alfa была не активна на этих стартах и реабилитировалась чуть позже. В период с 1930 по 1935 год триумф Alfa Romeo был безоговорочным! Зачастую весь пьедестал, а то и все первые десять мест были за машинами Alfa. На таких испытаниях инженеры и пилоты совместными усилиями доводили гоночные машины до совершенства. Превосходство Alfa в технологиях, подтвержденное весомыми победами, становится очевидным. На начало 30-х приходится "Золотой век" Alfa Romeo. В конце шестидесятых - начале семидесятых громко заявили о себе машины Porsche. Они заставили понервничать конкурентов в лице Alfa и Ferrari. Но в 1971 и 1975 с приходом на трассы суперкаров, Alfa 33 в частности, итальянцы сумели восстановить статус-кво. В конце семидесятых стало проблематично устраивать гонки с полным перекрытием движения, новое время диктует иной ритм жизни. В 1977 году прошла последняя гонка под легендарным названием Targa Florio. В настоящее время энтузиасты и поклонники проводят съезды, на которых коллекционеры выставляют свои раритеты и совершают демонстрационные выезды.
Alfa Romeo в Targa Florio
Первое участие Alfa Romeo в Targa Florio отмечено в 1919 году. Пилоты заняли места ниже 10.
Аlfa Romeo 40/60 (#10) - NINO FRANCHINI
Аlfa Romeo 40/60 (#3) - GIUSEPPE CAMPARI
Аlfa Romeo 40/60 (#8) - ERALDO FRACASSI

В 1920 году за Alfa выступал Enzo Ferrari, который показал лучшее время круга, но пришел вторым.
Аlfa Romeo 40/60 (#14) - ENZO FERRARI (FASTEST LAP)
ALFA ROMEO 40/60 (#2) - GIUSEPPE CAMPARI
ALFA ROMEO 20/30 (#17) - GIUSEPPE BALDONI

1921 год. Пилоты Alfa уже на подиуме.
3 ALFA ROMEO 40-60 HP (#34) - GIUSEPPE CAMPARI
4 ALFA ROMEO ES (#21) - UGO SIVOCCI
5 ALFA ROMEO ES (#20) - ENZO FERRARI
1922 год.
4 ALFA ROMEO ES (#35) - ANTONIO ASCARI
9 ALFA ROMEO 20-30 ES (#36) - UGO SIVOCCI
11 ALFA ROMEO 40/60 (#45) - GIUSEPPE CAMPARI
1923 год. Долгожданный триумф Alfa!
1 ALFA ROMEO RLTF (#13) - UGO SIVOCCI
2 ALFA ROMEO RLTF (#10) - ANTONIO ASCARI (FASTEST LAP)
4 ALFA ROMEO RLTF (#11) - GIULIO MASETTI
1930
1 ALFA ROMEO P2 (#30) - ACHILLE VARZI (FASTEST LAP)
4 ALFA ROMEO 6C 1750 (#44) - GIUSEPPE CAMPARI
5 ALFA ROMEO 6C 1750 (#40) - TAZIO NUVOLARI
1931. В первую шестерку смог вклиниться только BUGATTI TYPE 51 с пилотом ACHILLE VARZI, остальные Alfa
1 ALFA ROMEO 8C 2300 (#14) - TAZIO NUVOLARI
2 ALFA ROMEO 6C 1750 - BACONIN BORZACCHINI
4 ALFA ROMEO 6C 1750 - GIUSEPPE CAMPARI
1932
1 ALFA ROMEO 8C 2300 (#10) - TAZIO NUVOLARI (FATEST LAP)
2 ALFA ROMEO 8C 2300 (#6) - BACONIN BORZACCHINI
4 ALFA ROMEO 8C 2300 (#13) - PIETRO GHERSI/ANTONIO BRIVIO
1933. Первые десять мест, за исключением только шестого, заняли машины Alfa
1 ALFA ROMEO 8C 2300 (#8) - ANTONIO BRIVIO
2 ALFA ROMEO 8C 2300 (#?) - RENATO BALESTRERO
3 ALFA ROMEO 8C 2300 (#5) - GUGLIELMO CARRAROLI
1934. Все первые десять мест
1 ALFA ROMEO B/P3 2.9 (#10) - ACHILLE VARZI
2 ALFA ROMEO 8C 2600 (#2) - FERDINANDO "NANDO" BARBIERI
3 ALFA ROMEO 6C 1750 (#22) - COSTANTINO MAGISTRI
1935 Первые девять мест Alfa, кроме третьего у Maserati
1 ALFA ROMEO B 2.9 (#20) - ANTONIO BRIVIO (FATEST LAP)
2 ALFA ROMEO B 2.9 (#22) - LOUIS CHIRON
4 ALFA ROMEO 8C 2300 (#32) - COSTANTINO MAGISTRI
1950
1 ALFA ROMEO 2500 COMPETIZIONE - MARIO BORNIGIA / FRANCO BORNIGIA
2 FERRARI 166 MM BARCHETTA - BERNABEI / PACINI
3 FERRARI 166 - LA MOTTA / ALTERIO
1971
1 ALFA ROMEO 33/3 (#5) - NINO VACCARELLA/TOINE HEZEMANS
2 ALFA ROMEO 33/3 (#2) - ANDREA DE ADAMICH/GIJS VAN LENNEP
3 LOLA T 212 (#14) - JOACKIM BONNIER / DICK ATTWOOD
1975
1 ALFA ROMEO 33 TT 12 - ARTURO MERZARIO/NINO VACCARELLA (FATEST LAP)
2 CHEVRON B 26 - "AMPHICAR" / ARMANDO FLORIDIA
3 PORSCHE CARRERA RSR - RESTIVO / "APACHE"
Победители Targa Florio
11 PORSCHE 1973 1970 1969 1968 1967 1966 1964 1963 1960 1959 1956
10 ALFA ROMEO 1975 1971 1950 1935 1934 1933 1932 1931 1930 1923
7 FERRARI 1972 1965 1962 1961 1958 1949 1948
5 LANCIA 1974 1954 1953 1952 1936
5 BUGATTI 1929 1928 1927 1926 1925
4 MASERATI 1940 1939 1938 1937
3 FIAT 1957 1921 1907
3 MERCEDES 1955 1924 1922
3 SCAT 1914 1912 1911
2 NAZZARO 1920 1913
1 CHEVRON BMW 1977
OSELLA BMW 1976
FRAZER-NASH 1951
PEUGEOT 1919
FRANCO 1910
SPA 1909
ISOTTA FRASCHINI 1908
ITALA 1906